Свет старой лампы у пристенка (*)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) у пристенка - Пристенок (Чика). Игра. Ребята находили гладкую каменную стенку, к которой примыкала ровная и чистая поверхность земли (без травы, без камней и т. п.) . Проводили линию — примерно 70—80 см от стенки. По жребию устанавливали очередность боя. Под боем имеется в виду удар монетой об стенку. Бил первый, стремясь ударить посильнее, чтобы монетка улетела подальше. Дело в том, что последующий игрок будет стараться, чтобы его монета, отлетев от стенки, попала в нее или легла на такое расстояние, которое можно покрыть двумя пальцами растопыренной руки (один палец должен лежать на одной монете, другой — на другой) . В обоих случаях монета первого игрока становится собственностью второго. Бил об стенку свою монету второй игрок, за ним — третий. Если у последнего — удача, то повторялась вся предыдущая картина; если неудача — монета ложилась слишком далеко — наступала очередь четвёртого, если он был, или в игру снова вступал первый.
Не всегда расплачивались деньгами, иногда это были фантики (обёртками из-под конфет)
Игра как меркантильная преследовалась властями, педагогами. Справедливости ради надо ещё сказать, что данная игра развивала глазомер, точность жеста, тренировала пальцы.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бывает так: собрался в дальний путь,
Но почему-то замер на пороге...
Стоишь, молчишь, и горизонт пологий
Не очень-то спешишь перешагнуть.
Ты думал, в жизни подведён итог,
К тебе вопросов больше не осталось,
Ты думал: вот и кончился урок,
А ничего ещё не начиналось.
Ты в курсе, сколько будет дважды два,
И все слова ты без ошибок пишешь,
Но на вопросы о судьбе едва
Ответы от учителя услышишь.
В конце учебника подсказок тоже нет.
Каникулы не светят в перспективе,
Счастливая любовь: такой предмет
Не изучают на факультативе.
Не застывай как муха в янтаре
Среди грядущих страхов и сомнений.
Пусть то, что знал ты о добре и зле,
Останется лишь в строчках сочинений.
О жизни (Избранное)
Автор: Алекс Грей - Грин
... поэзия обладает способностью намекать на вещи. Поэзия имеет женскую природу, проза – мужскую. Проза по своей структуре логична, поэзия по сути своей нелогична. Проза должна быть чёткой и ясной, а поэзия – смутной и неуловимой, именно в этом её красота и отличительная особенность. Проза однозначна и говорит об одном, поэзия говорит о многом. Проза необходима в обыденном мире, на рынке. Но когда нужно сказать что-то от сердца, проза бессильна – приходится обращаться к поэзии.
Каждый язык состоит из двух языков: один – это язык прозы, второй – поэзии. Проза преобладает, поскольку она утилитарна. Поэзия почти исчезла, так как в ней нет никакой практической пользы. Она нужна лишь тогда, когда вы влюблены. Она необходима лишь тогда, когда вы говорите о любви, о смерти, о молитве, об истине, о Боге – но все эти понятия не являются товаром. Они не продаются на рынке, их нельзя купить.
Наш мир постепенно становится линейным. Второй язык, более глубокий, утратил для нас своё значение. И в результате исчезновения второго языка, языка поэзии, человек обеднел – ведь всё богатство принадлежит сердцу. Ум очень беден, ум нищий. Ум живёт пустяками. А сердце – это вход в глубины жизни, в глубины существования, в тайны космоса.
Запомните: язык состоит из двух языков, двух способов выражения, двух уровней использования языка. Есть язык ясных истин, концепций и формул, язык чистой логики, объективной информации, точной науки. Но это не язык сердца, не язык любви, не язык религии.
Наука и религия диаметрально противоположны. Они принадлежат разным измерениям существования. Их сферы, их поля ни в чем не совпадают. Они даже не соприкасаются! Они никогда не пересекаются. А современный ум тренировался для постижения науки, поэтому религия устарела, она осталась в прошлом. Похоже, у религии нет будущего.
Зигмунд Фрейд заявил, что у иллюзии под названием религия нет будущего. Но если у религии нет будущего, значит, и у человека нет будущего. Наука погубит человечество – ведь человечество может жить только благодаря поэзии, только благодаря метафоре. Жизнь обретает смысл лишь благодаря сердцу. Человек не способен жить только умом – одним расчётом, одной математикой. Математика может служить, но она не способна быть господином. Голова может быть только слугой, и очень полезным слугой, но когда она притворяется господином, она опасна и губительна.
Язык объективной науки опирается на мир фактов. Всё так, как оно есть, и вы говорите то, что думаете, и настолько точно и ясно, насколько это возможно. Язык, таким образом, служит для разгадывания загадок, он дает определения и устанавливает границы: это есть то, а не это. Это вода, а не пар и не лёд. Здесь – это здесь, а не там. Один – это один, два – это два, мёртвое есть мёртвое. Таков мир фактов – скучный и мёртвый, затхлый и косный.
Жить в одном лишь мире фактов невозможно, поскольку в нём вы никогда не расслабляетесь. Более того, в мире фактов жить бессмысленно – откуда в нём смысл? В чём его ценность? В мире фактов роза лишена красоты, будучи голым фактом ботаники, любовь лишена великолепия, будучи лишь голым фактом биологии.
Как можно жить среди фактов? Среди одних только фактов жизнь начинает терять смысл. Не случайно современные философы постоянно говорят о бессмысленности. Мы сами создали её, решив жить лишь с одним языком – с языком прозы.
Хорошо, что у нас есть этот язык – язык фактов, язык прозы. Наш мир не смог бы без него существовать, это так. Он необходим, но он не может быть целью жизни. Он может лишь служить. Но когда нам нужно излить душу и высказать то, что действительно таится внутри нас и чему почти невозможно дать имя, мы никогда не используем его.
Человек, который не чувствует скудности обыкновенного языка, несомненно, беден. Если кому-то настолько не повезло, что он не почувствовал скудности обыкновенного языка, это говорит лишь о том, что он никогда не любил, что он никогда не переживал мгновения медитации, что он никогда не испытывал экстаза. Его сердце больше не бьётся, он труп. Он живёт и в то же время не живёт. Он двигается, ходит, но все его движения пусты, в них ничего нет.
Если человек не почувствовал скудности языка прозы – эмпирического языка, языка фактов, математики – это лишь доказывает, что он никогда не прикасался к тайнам жизни, что он по-настоящему не жил. Иначе как можно избежать тайн? Это значит, что он никогда не видел ночью полной луны, никогда не видел красоты и сияния человеческих глаз. Он никогда не смеялся, никогда не плакал – он не знает, что значат слёзы. Он робот. Он не человек, а машина. Он работает, зарабатывает себе на жизнь, а затем умирает. Производит на свет себе подобных и затем умирает. Но всё это напрасно – он так и не понял, для чего же он всё - таки жил.
Будь проще. Беседы о дзен-буддизме (Отрывок)
Автор: Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)