Технические процессы театра «Вторые подмостки»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Маршрут

Сообщений 31 страница 41 из 41

31

СонА  СонА - твердим себе мы снова

Шаман приложил ко лбу мне перо -
снял и в листок бумажный
его завернул, с четырёх сторон
поджёг... и взвивалась сажа,
и корчился в муках чёрный комок
на раскалённом блюдце -
когда он издал свой последний вздох,
шаман приказал отвернуться.
В пространстве, сгущаясь, дрожала тьма
и чудилось, что за дверью
теряет сознанье судьба сама
от запаха жжёных перьев ...
Шаман вполголоса стал бормотать,
склонясь над остывшим пеплом,
а я не могла ничего понять
и даже почти ослепла ...
Но вдруг, среди этих невнятных слов,
услышала заклинание:
Земля - моё тело,
Вода - моя кровь,
Воздух - мои желания...
Не знаю, шаманство ли помогло,
иль высшие силы сжалились,
но стало на сердце легко и светло,
и страхи меня оставили...

Шепчу, когда жизнь преподносит вновь
тяжелые испытания:
Земля - моё тело,
Вода - моя кровь,
Воздух - мои желания...

                                                                   Заклинание шамана
                                                            Автор: Людмила Макеенко

Василий проснулся очень рано – ни свет - ни заря.

Позавтракал и стал собираться в поликлинику.

Взял полис, паспорт, плеер и книгу – сидеть, возможно, придётся долго.

По дороге размышлял о том, как бы это поделикатнее сформулировать свою проблему, дабы не шокировать медработников.

Надо взять на вооружение их девиз «не навреди», вот только это будет применяться, касательно к ним.

Вряд ли кто до него обращался с подобной проблемой.

На крылечке возле поликлиники толпился народ, двери ещё не открывали. Регистратура начнёт работать через двадцать минут, а пока все друг за другом занимали очередь.

Но, судя по опыту, это всё было бесполезно, и все об этом знали: как только откроются двери, один хрен все ломануться, не взирая на очерёдность и инвалидность друг друга, попутно ругаясь и слегка матерясь.

Василий позвонил на работу, сказался умершим и с чувством выполненного долга закурил.

Когда подошла его очередь, он взял талончик к терапевту, свою карточку.

Потом надел бахилы и поднялся на третий этаж. Там уже было весьма многолюдно.

Он спросил кто последний, нашёл местечко, одел наушники, достал книгу и приготовился ждать.

Часа через полтора подошла его очередь, лампочка над дверью зажглась, он постучал и осторожно вошёл. Доктор сидел за столом и, склонившись над журналом, что-то писал.

Напротив него сидела медсестра и тоже что-то записывала. Василий поздоровался, доктор, не поднимая глаз, кивнул. Медсестра махнула рукой, указывая на кушетку, мол, присаживайтесь, мы сейчас, подождите.

Через какое-то время доктор, не поднимая глаз, спросил:

- На что жалуетесь?

Василий кашлянул и проговорил:

- Да как бы это вам сказать… Понимаете… Ну, в общем, в последнее время у меня перестало проходиться сквозь стены…

В воздухе повисла тишина. Доктор продолжал писать:

- Так... Проходиться сквозь стены… Что?! - Он поднял глаза на Василия и внимательно посмотрел ему в глаза. – Молодой человек мы здесь не шутки шутим, а работаем, там, между прочим, люди ждут, что вы тут ерунду несёте?
- Ах, доктор, не до смеха мне. Всё очень серьёзно. Для меня это вопрос жизни и смерти. Прямо хоть на работу не выходи… Что делать – ума не приложу. Раньше всё было в порядке, и я свободно мог проходить через любые стены, ну за исключением ДСП - перекрытий (занозы, знаете ли), ну и с гипроком лучше не связываться – уж больно пачкается, ни каких проблем не было и тут вдруг вчера раз, и застрял… Еле ногу вытащил, а ботинок так там и остался, в стене. Может диету какую посоветуете? Жирного, например, поменьше.
- Давайте уж доктором здесь буду я. – Он обратился к медсестре:
- Людочка, посмотрите его…

Медсестра встала со своего места и подошла к Василию, попросила дыхнуть, потом поводила пальцем перед его глазами, попросила дотронуться до носа, постукала молоточком по коленке и обратилась к доктору:

- Да вроде вменяемый.

Доктор засуетился, бросил в-сердцах ручку на журнал, громко вдохнул и медленно выдохнул:

- Почему вся херня случается именно в моё дежурство? Я что проклят что ли? Вот объясните: что это значит «сквозь стены»? Как это? Бред! Что, можете продемонстрировать? – с издёвкой в голосе спросил доктор и посмотрел, лукаво улыбаясь, на медсестру, та в ответ усмехнулась и, торжествуя, выжидательно уставилась на Василия.

Лучше бы она этого не делала! Василий спокойно встал, оглядел их и спросил:

- Вы правда этого хотите? Это чревато… Ну, я вас предупредил. Что ж, ладно. – Он подошёл к столу, закатал рукав и… засунул руку по локоть прямо в столешницу. Потом вынул её, пошевелил пальцами, улыбнулся и сел на кушетку.

Доктор закрыл лицо руками и завыл.

Медсестра открыла рот и заголосила басом что-то нечленораздельное, потом вскочила, заметалась по кабинету и скрылась в подсобке, из-за двери послышалось надрывное рыдание и глухие удары – видимо, головой об стол.

Прошло минут пять, как показалось Василию, прежде чем доктор начал приходить в себя.

Он убрал руки от лица и беспомощно смотрел перед собой. Затем громко выдохнул, посмотрел на Василия, нагнулся под стол и достал початую бутыль с мерными делениями. Достал стакан и налил себе почти полный и тут же залпом осушил оный.

Глазки его заслезились и приобрели более - менее осмысленное выражение:

- Вам не предлагаю, потому что вы, всё - таки, пациент. И давно это с вами? Никогда такого не видел. Я уж было хотел психушку вызвать… А, похоже, это мне чуть не понадобилась помощь психиатра. Ну, рассказывайте, я весь во внимании.
- Да что, собственно, рассказывать-то. Так было почти всегда. Я был обычным пока не прошёл сквозь стену как-то с бодуна. Просто взял и подумал, что могу, и смог! Вот и всё, собственно. Это вопрос веры. Кстати, на работе здорово помогает. Я на заводе работаю. Перемещаюсь подобным образом из цеха в цех. Я вездесущ и одновременно могу присутствовать на нескольких рабочих местах, контролирую работу на всех этапах производства. Начальство просто в восторге! Было… А теперь вот что делать? Бегать как все по лестницам и ждать лифта? Как-то уже унизительно. Вот раньше бывало: поздороваюсь с руководством, поговорим, и я продолжаю работать, а начальство направляется проверять другие цеха. Приходит в соседний цех, а я уже там во всю вкалываю! Как увидят, удивятся, бывало, - и тут же в припрыжку бегут выписывать мне премию. Красота! Незаменим, ничего не поделаешь.

- Да… Круто. А теперь-то что стряслось?
- На днях зашёл я в табачную лавку купить сигарет, и тут что-то щёлкнуло во мне. Когда расплачивался: почувствовал непреодолимое желание схватить продавщицу за нос. Она сдачу отсчитывает, а меня аж трясёт от желания. Ну я и не сдержался – схватил её за нос и не могу отпустить. Она орёт как резанная, народ таращится, в общем еле меня оттащили. Думаю, она меня сглазила. Что теперь делать?
- Ну, тут я не знаю… Это не медицинский вопрос. Вы попробуйте извиниться перед ней… Может, отпустит. А через неделю приходите на приём, я вам больничный выпишу.
- Спасибо, доктор. Ну, я пошёл? Вы только не рассказывайте никому о том, что видели, хорошо?
- Само собой: я не хочу в дурдом. Удачи.

Василий встал, они с доктором пожали друг другу руки. За дверью подсобки медсестра продолжала истошно рыдать.

Василий вышел, а доктор с полным стаканом поспешил в подсобку -  успокаивать медсестру.

                                                                                                                                                                               «В поликлинике»
                                                                                                                                                                      Автор: Сергей Виноградов

Маршрут

0

32

Бегом ... от этого кошмара

Он – обаятельный мерзавец,
Разбивший миллион сердец.
Он – фаворит у всех красавиц.
Он – восхитительный подлец.

Без чести, без любви, без правил,
С лавиной шарма через край,
Он, словно ветер, своенравен.
С таким о счастье – не мечтай.

С таким пылает кайфом полночь,
Дрожат в экстазе небеса.
Он – притягательная сволочь.
Горят огнём его глаза.

Он – грешный демон - искуситель,
С ним невозможно слово нет.
Он – доминант и обольститель,
В его харизме – весь секрет.

С ним отношения – как танец:
Влеченье – страсти – всё, конец.
Он – восхитительный мерзавец
И обаятельный подлец...

                                                                Обаятельный мерзавец
                                                                  Автор: Натали Данс

— Ты сыграешь роль моей девушки, — он напирает, намеренно пугает меня.
— Не приближайся ко мне! Этого не будет! — горло саднит, я кричу так, что голос срывается.

— Мы оба останемся в плюсе.

— Оставь меня в покое, — шепчу одними губами. Обнимаю себя руками, чтобы закрыться от нахального взгляда.
— Включи мозги, — он не слушает меня. Подходит так близко, что я чувствую его горячее дыхание на губах. — Я тебе нужен, признай уже это.

— Ты. Мне. Не нужен!..
— Опять потерялась, Потеряшка?

Рубашка расстёгнута на пару верхних пуговиц, галстук ослаблен.

Мой ночной кошмар сверлит меня взглядом и насмешливо выгибает бровь, переводя его на собранный в спешке чемодан.

Я прячу глаза.

Мне хочется провалиться на месте здесь и сейчас. Кажется, я и на ад согласна…

— Ты меня боишься, что ли? — Ян делает пару шагов ко мне, но останавливается, когда я дёргаюсь назад и врезаюсь спиной в стойку ресепшена.

Локтём сношу ручку на подставке и ночной звонок.

— Я вроде не давал повода. Или ты из-за своего побега? Выдохни, крошка, я женщин не бью.

Его самоуверенная ухмылка немного успокаивает. Точнее, она меня выбешивает, но я хотя бы перестаю трястись, как в первую минуту.

— Серьёзно, малышка, после того, что было между нами…
— Ничего не было, — вкладываю всю свою серьёзность в голос. — Я тебя не знаю.

                                                                                                                                                                                       Ты мне не нужен
                                                                                                                                                                                      Автор: Софи Росс

Маршрут

0

33

В любовь уже на всём готовом ))

Любовь — возвышенное чувство!
Как сладкий яд, как вешний гром.
С ней весело и будто грустно,
Манит звенящим серебром
.

Но чувство это лишь немногим,
Даётся в жизни испытать.
Как Божий дар — нам одиноким,
Заставит душу трепетать!

Любовь не ждёшь — она приходит,
Внезапно стрелами пронзив.
Как будто чудо происходит,
Волшебным светом озарив.

И сразу крылья вырастают,
Взмывая ввысь над суетой,
Те двое, как снежинки тают,
В блаженстве ласки неземной!

Весь мир искрится и смеётся,
И добротой окутан свет.
Того, кого любовь коснётся —
Прекрасней во Вселенной нет!

                                                  ЛЮБОВЬ - ВОЗВЫШЕННОЕ ЧУВСТВО!
                                                        Автор: Инна Макогон

Всё было чудесно, мы сидели в уютном кафе, пили великолепный кофе, вели беседу о музыке.

Ксения была в восторге от Кронос - квартета (Kronos Quartet), в его исполнении «Лирической сюиты» А.Берга, её сильно впечатлил саундтрек Клинта Мэнселла к философско - фантастическому фильму "Фонтан" в исполнении шотландской пост - рок группы Mogwai и Kronos Quartet .

После посещения кафе я довез её до дома, это в километрах 40 от города.

Девушка очень серьёзная, хорошо воспитанная, понятно, что не для сексуальных разгрузок.

Я не заводил раньше подобные знакомства, семью создавать не торопился, а провести хорошо время, у меня не очень ассоциировалось с посещением театров и музеев и прочего культурного отдыха.

Бывали, конечно, встречи при свечах, у меня небольшая отдельная квартирка, вполне подходила для романтических встреч.

Он и Она, вечер, фоновая музыка, шампанское, фрукты.

Её томительный взгляд, в мерцающем свете догоравшей свечи. Загадочный шелест спадающих одежд с нежных плеч, тихое шептание о любви на ушко. Разыгравшаяся страсть находит  усладу  в постели…

После общения с Ксенией, у меня внутри стал рождаться образ, такой праведной девушки, может быть, одинокой, в каком – то смысле.

Существует же жизнь, где люди наслаждаются классической музыкой, ходят на балет, и не знают, что такое ночные клубы, стриптиз.

Каждый создаёт  жизнь вокруг себя ту, которая его устраивает. Интересная девушка Ксения, думал о ней.

Да, и зачем это я заходил в библиотеку, просто, давно не видел Катюшу, куда-то исчезла, после последнего пикника с шашлыками.

Решил зайти в читальный зал, она там работает библиотекарем.

Но, оказалось, что она уволилась.

У нас с друзьями, намечалась очередная загородная прогулка.

Катюша классно поёт под гитару, да и вообще очень милая девушка.

Мобильник  её не отвечал, мои друзья просили притащить Катю, развлечение и романтика с гитарой,  под шашлыки с коньяком, в одном флаконе. 

Надо искать замену, подумал я.

Ксению на шашлыки, в нашу компанию не пригласишь, на балет, это, пожалуй, можно.

Сколько лет я не был в Михайловском театре, кажется, целую жизнь. Интересно, что там сейчас идёт, да и захочет ли Ксения идти со мной в театр?

Я стал замечать за собой, что как-то не выходит у меня из головы эта девушка.

А что здесь такого особенного, приличная, неиспорченная девушка, и балет я сто лет уже не смотрел. Надо позвонить Ксении, и пригласить её в театр.

Она, с радостью приняла моё предложение, балет Олега Виноградова на музыку Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», она ещё не смотрела.

Я стал с Ксенией  встречаться, ходили в театры, один раз даже в ресторан, у неё было день рождения. 

Мы переписывались по аське. Говорили об искусстве, философии, музыке.

Я постепенно привыкал к её образу жизни. Мне не приходило даже в голову поцеловать её, тем более пригласить к себе домой на «романтический» вечер.

У меня просыпались к ней настоящие чувства, мне казалось, что вот, наконец, я нашёл настоящую девушку, а не очередную подругу.

Я сделал ей предложение выйти за меня замуж.

Ксения, сказала, что она не против замужества, но должна мне всё о себе рассказать, а там я должен решать сам. Она мне написала в аську свою историю.

Примерно, так.

Я была девушкой до 20 лет, познакомилась с женатым мужчиной, он не верил, что я девушка, во общем, я ему доказала.

Нет, любви не было, так, у меня даже во время секса с ним не было оргазма.

Мы с ним встречались два месяца, так урывками.

Потом у меня был один парень, с ним было приятно заниматься сексом, но чтобы до оргазма меня он не доводил. Потом в одной компании, я переспала сразу с двумя мужиками, просто очень тогда наклюкалась.

Тогда я залетела, пришлось сделать аборт. После аборта познакомилась с парнем, он тоже был женат и ребенок, девочке 1,5 года.

Он был очень нежный, мне с ним было хорошо, оргазма я, правда с ним не испытывала в сексе, он доводил его своим язычком.

Я сейчас с ним уже не встречаюсь, он уехал в другой город.

Вообще, я по началу как-то не поверил, совсем на неё не похоже. Я ей написал, что мне надо это всё переварить, через неделю позвоню.

Конечно, представление об образе невинной девушки у меня прошло.

Но, я уже как-то привязался к ней, меня тянуло, наверно, чувства были сильные. Я всю неделю переживал её исповедь, решил, ну было, это же всё в прошлом. Она честно все о себе рассказала, а это сейчас большая редкость.

Звоню, и говорю Ксении, что ладно, это прошлое, с кем не бывает, в общем подаём заявление.

Ксения немного помолчала, выслушав меня, потом сказала:

- Юра, я не знала, как ты решишь, а ко мне приезжал тот мужчина, дочка у него, я говорила. Мы с ним были два дня вместе, я правда, ему сказала, что это последний раз, я выхожу замуж….

Я повесил трубку.

Катьку я нашел, у неё что-то было с телефоном.

Мы так с ней упивались любовью, после коньяка и шашлыков.

А как она здорово играет на гитаре,а в сексе неповторима, такая  у нас с ней возвышенная любовь.   

                                                                                                                                                     Интеллигентная девушка (отрывок)
                                                                                                                                                          Автор: Владимир Закревский

( кадр из фильма «Весна на Заречной улице» 1956 )

Тема

0

34

Любовь до серых облаков

Он говорил, что любит многих женщин
И что не может ей принадлежать,
Что он свободен, слишком переменчив,
Не стоит ждать его и ревновать.

Она смотрела вдаль, не отвечала,
Лишь сигаретный дым клубил в окно,
И улыбалась, словно вспоминала,
Что где-то это видела в кино.

А он сказал: "Ты нравишься мне, детка!
Давай побудем вместе пару дней.
Ты, правда, не блондинка, а брюнетка,
И я люблю - немного похудей..."

Вздохнула, затушила сигарету,
К нему прижалась, нежно обняла,
В глаза взглянула, привыкая к цвету,
Добавив поцелуями тепла.

Он понял, что она не возражает:
"Наверно, много знала ты мужчин? -
Добавил, - Как твой запах возбуждает!
И гибкая ты, словно пластилин".

И, уходя, сказал: "Всё было мило!
Пусть это будет только тэт - а - тэт!"
Предупредил, чтоб только не звонила:
"Я сам перезвоню тебе! Привет!"

Она кивнула и рукой смахнула
Пылинки незаметные с плеча,
Опять ему в глаза на миг взглянула,
И дверь закрыла с помощью ключа.

                                                               Он говорил, что любит многих женщин (отрывок)
                                                                    Источник: "Стихи от Марины Бойковой"

3 3. Жить, чтобы жить (Фрагмент )

Крылья, которые до сих пор волочились за ней по пыли, были не нужны.

Она подошла к краю тротуара, огляделась по сторонам и нырнула в кусты.

Там она присела, сунула руку за плечо, поймала ладонью основание крыла и изо всех сил дёрнула. Ничего не произошло – крыло держалось слишком прочно.

Марина дёрнула второе, и тоже безрезультатно.

Тогда она наморщила лоб и задумалась.

– А, ну да, – пробормотала она и открыла сумочку. Первым, что попалось ей под руку, был небольшой напильник.

Пилить крылья было не больно, но всё же неприятно; особенно раздражал скребущий звук, от которого в лопатках возникало подобие зубной боли.

Наконец крылья упали в траву, и от них остались только выступы возле лопаток и две дыры в кофточке.

Марина сунула напильник в сумку, и в её душу вернулся радостный покой.

Она вынырнула из кустов на залитую светом набережную.

Мир вокруг был прекрасен.

Но в чём именно заключалась эта красота, сказать было трудно: в предметах, из которых состоял мир, – в деревьях, скамейках, облаках, прохожих, – ничего особенного вроде бы не было, но всё вместе складывалось в ясное обещание счастья, в честное слово, которое давала жизнь непонятно по какому поводу.

У Марины внутри прозвучал вопрос, выраженный не словами, а как-то по-другому, но означавший несомненно:

«Чего ты хочешь, Марина?»

И Марина, подумав, ответила что-то хитрое, тоже не выразимое словами, – но вложила в этот ответ всю упрямую надежду молодого организма.

– Вот такие песни, – прошептала она, глубоко вдохнула пахнущий морем воздух и пошла по набережной навстречу сияющему дню.

Вокруг прохаживалось довольно много муравьиных самок; они ревниво поглядывали друг на друга и на Марину, на что она отвечала такими же взглядами; впрочем, смысла в этом не было, потому что различий между ними не существовало абсолютно никаких.

Не успела Марина подумать, что надо бы чём - нибудь себя занять, как увидела прибитую к деревянному столбу стрелку с надписью:
__________________________________________________

КООПЕРАТИВ «А / О ЛЮЭС»

Видео бар с непрерывным показом
французских художественных фильмов

__________________________________________________

Стрелка указывала на тропинку, ведущую к большому серому зданию за деревьями.

Видео бар оказался затхлым подвалом с кое - как подмалёванными стенами, пустыми сигаретными пачками над стойкой и мерцающим в углу экраном.

Сразу за дверью Марину остановил выпуклый мужик в спортивном костюме и потребовал два шестьдесят за вход.

Марина полезла в сумку и нашла там маленький кошелёк из чёрного дерматина; в кошельке оказались два мятых рубля и три двадцатикопеечные монеты.

Она пересыпала их в мускулистую ладонь, которая сжала деньги тремя пальцами, а четвёртым указала на свободное место за столиком.

Вокруг большей частью были недавно приземлившиеся девушки в дырявых на спине блузках.

Телевизор, в который они завороженно глядели, очень напоминал небольшой аквариум, по единственной прозрачной стене которого время от времени пробегала радужная рябь.

Марина устроилась поудобней и тоже стала глядеть в аквариум.

Внутри плавал мордастый мужчина средних лет в накинутой на плечи дублёнке.

Подплыв к стеклу, он влажно поглядел на Марину, а потом сел в машину красного цвета и поехал домой.

Жил он в большой квартире, с женой, и похожей на Жанну д’Арк юной служанкой, которая по сюжету вроде не была его любовницей, но немедленно заставила Марину задуматься – трахнул он её во время съёмок или нет.

Мужчина любил очень многих женщин, и часто, когда он стоял у залитого дождём окна, они обнимали его за плечи и задумчиво припадали щекой к надёжной спине.

Тут в фильме было явное противоречие – Марина ясно видела, что спина у мужчины очень надёжная (она даже сама мысленно припала к ней щекой), но, с другой стороны, он только и делал, что туманным утром бросал заплаканных женщин в гостиничных номерах, и на надёжности его спины это не сказывалось никак.

Чтобы его напряжённая половая жизнь обрела необходимую романтическую полноту, вокруг иногда возникали то африканские джунгли, где он, чуть пригибаясь под пулями и снарядами, брал интервью у командира наёмников, то Вьетнам, где он в кокетливо сдвинутой каске, с журналистским микрофоном в руке, под дивную французскую песню – тут Марине на глаза навернулись прозрачные слёзы – брёл среди призывно раскинувшихся трупов молоденьких американцев, которым мордастый мужчина, несмотря на возраст, совсем не уступал в отваге и мужской силе.

Словом, фильм был очень тонкий и многоплановый, но Марину интересовало только развитие сюжета, и она с облегчением вздохнула, когда герой снова оказался в старом добром Париже, в гостиничном номере, за окном которого было туманное утро, и к его широкой и надёжной спине припала окончательная щека.

Под конец Марина так ушла в свои мечты, что толком не заметила, как погас волшебный аквариум и она оказалась на улице; в себя она пришла от ударившего в глаза солнца, поспешила в тень и пошла по кипарисовой аллее, примеряя к своей жизни самые понравившиеся кусочки фильма.

Вот она лежит в кровати, на ней жёлтый шёлковый халат, а на тумбочке рядом стоит корзина цветов. Звонит телефон, Марина снимает трубку и слышит голос мордастого мужчины:

– Это я. Мы расстались пять минут назад, но вы позволили звонить вам в любое время.
– Я уже сплю, – грудным голосом отвечает Марина.
– В это время в Париже сотни развлечений, – говорит мужчина.
– Хорошо, – отвечает Марина, – но пусть это будет что-то оригинальное.

Или так: Марина (в узких тёмных очках) запирает автомобиль, и остановившийся рядом мордастый мужчина делает тонкое замечание об архитектуре. Марина поднимает глаза и смотрит на него с холодным интересом:

– Мы знакомы?
– Нет, – отвечает мужчина, – но могли бы быть знакомы, если бы жили в одном номере…

Вдруг Марина позабыла про фильм и остановилась.

«Куда это я иду?» – растерянно подумала она и поглядела по сторонам.

Впереди была одинокая белая пятиэтажка с обвитыми плющом балконами, перед пятиэтажкой – иссечённый шинами пыльный пустырь, на краю которого пованивала декоративная белая мазанка придорожного сортира.

Ещё была видна пустая автобусная остановка и несколько глухих каменных заборов.

Марина совершенно чётко ощутила, что вперед ей идти не надо, оглянулась и поняла, что возвращаться назад тоже незачем.

«Надо что-то сделать», – подумала она.

Что-то очень похожее на ампутацию крыльев, но другое – вроде бы она только что это помнила и даже шла по аллее с туманным пониманием того, куда и для чего она направляется, но сейчас всё вылетело из головы.

Марина ощутила то же томление, что и на набережной.

– Если бы мы жили в одном номере, – пробормотала она, – в одном но… О господи.

Она хлопнула себя по лбу. Надо было начинать рыть нору.

                                                                                                                                         из романа Виктора Пелевина - «Жизнь насекомых»

Маршрут

0

35

Курс типа Начальной, типа Военной, типа Подготовки

С букетиком ромашек
Ехал Петька
И за косичку дёрнул
Мне слегка,
А я на рынок,
На продажу, редьку
Несла в корзине,
Дрогнула рука.

Припев:

Крути педали, пока не дали,
Пока отец не вышел из ворот.
Крути педали до дальней дали
Туда, где краля рыжая живёт.

Он хохотнул,
А я - неисправима
И веточку
Воткнула в колесо.
Свалился в лужу...
Улыбаясь мило
Ему сказала
В грязное лицо:

Припев:

Крути педали, пока не дали,
Пока отец не вышел из ворот.
Крути педали до дальней дали,
Туда, где краля рыжая живёт.

                                                                  Крути педали. Песня (отрывок)
                                                                     Автор: Ирина Гагарина 2

Был поздний октябрь. Уже выпал первый снег и не таял. Ночи стояли морозные, ясные. По небу светилась куча звёзд и огромная, чуть лимонная Луна.

Этот пост у генеральской дачи, был самым дальним.

Военный городок с трёх сторон окружал лес с выходом к озеру Чебаркуль.

Так дача, находилась уже за 700 метров от КПП.

В первозданном лесу, стоял обширный одноэтажный деревянный дом - без излишеств, с территорией обнесённой штакетником.

Всё это было аккуратно выкрашено в любимый военными зелёный цвет, в который вообще всё здесь было выкрашено, начиная от брусьев и турника на спортивном городке и заканчивая заборами, ящиками с оружием и боеприпасами и танками кадрированного (*) полка расположенных в боксах, кои мы также охраняли.

Так вот. Луна. Ночь. Огромные ели.

И я в пилотке, шинели , "автомат на грудь". Правая рука на цевье (**).

Мне 18 лет и 10 месяцев. Под сапогами поскрипывает свежий снежок и тишина, будто ты один на всей планете .

Я заканчиваю очередной обход . Время где-то 2 тридцать, самый сон .

Веки наполняются тяжестью и глаза предательски смыкаются. Не останавливаюсь - на ходу есть шанс не уснуть .

Таращу взгляд в темноту и вот уже ясно вижу то ли овчарку, откуда ей здесь взяться, то ли волк - лежит под елью метрах шести - десяти впереди и скалит зубы.

Испугаться не успеваю - продолжаю по инерции двигаться и с приближением видение исчезает.

Крепче сжимаю автомат и продолжаю размеренным шагом движение вкруг дачи.

На склоне  меж сосен, где впору быть лыжникам, замечаю велосипедиста, быстро и бесшумно скользящего вниз по склону, в свете луны.

Встряхиваю головой, таращу глаза... Никакого велосипедиста.

Вот так. То ли мираж - запись летних событий, то ли игра воображения. Игра уставшего мозга.

Со стороны КПП виден приближающийся огонёк и глухие голоса. Это идёт разводящий со сменой.

Скоро можно выпить горячего чаю и не раздеваясь ненадолго забыться во сне.

Караульное помещение встречает теплом и солдатским уютом.

Запах смазанного оружия и начищенных сапог , новых шинелей и ПШ (1) .

Всё. Скоро Германия.

Учёба кончилась.

                                                                                                                                                      Генеральская дача
                                                                                                                                                   Автор: Андрей Серов 5
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) ... и танками кадрированного полка расположенных в боксах, кои мы также охраняли - Кадрированный полк — это военное подразделение, в котором личный состав по штату мирного времени укомплектован на половину или менее от штата военного времени. Особенности кадрированных полков: В таких полках служат офицеры и сверхсрочники, а также немногие солдаты. Служба в кадрированном полку сводится к хранению техники и чтению приказов по дивизии и округу. Кадрированные полки не участвуют в учениях, они созданы как база для развёртывания настоящего полка в случаях обострения обстановки. Причина создания кадрированных частей и соединений в ВС СССР — необходимость сокращения Вооружённых Сил при одновременном сохранении офицерских кадров, запасов боевой техники, вооружения и материальных средств.

(1) Запах смазанного оружия и начищенных сапог , новых шинелей и ПШ -  ПШ (полушерстяное) — армейское обмундирование, которое с 1973 года использовалось в качестве повседневной зимней формы в некоторых воинских частях СССР. Форма ПШ включала закрытый китель (куртку), на который нашивались погоны и петлицы с эмблемами, и бриджи (брюки). Для прочности в состав ткани вводились «лески» — переплетение натуральных волокон шерсти с искусственными из вискозы.

(**) Правая рука на цевье.

Маршрут

0

36

Жизнь строит на нас долгосрочные планы

Мы строим планы, как наброски
картины жизни, наперёд.
В них - ствол и дерева отростки,
а на листах - янтарный  мёд.

Со счастьем призрачным не густо -
мгновений дюжина за год.
Бывало радостно и пусто,
и всуе - тысяча забот.

Был образ милый, жаль, что в книгах.
Разлуки были не с руки...
И уходили разом тихо
в реку желаний ручейки.

Печали, горечи, обиды
слеза к прощеньям  унесла.
Душе  остались счастья виды.
Ещё на память - два весла.

Уже и тризна на подходе.
Сама. Одна. И нет тех рук.
А думы снова в хороводе
прекрасных чувств и  прежних мук.

                                                        Мы строим планы. как наброски картины жизни
                                                                                   Автор: Вера Коваленко

1943 год, март (Фрагмент)

Случается, и довольно часто, люди, занятые своими обычными, будничными делами, не имеют представления о том, что где-то далеко от них происходят события, которые рано или поздно так или иначе повлияют на их судьбу, изменят их жизнь подчас круто.

В начале марта 1943 года в Москве, в одном из кабинетов дома два на площади Дзержинского, комиссар государственной безопасности третьего ранга вызвал секретаря, отдал ему листок из блокнота:

— Прошу как можно быстрее навести справку, где сейчас живёт и что делает этот товарищ.

На листке ровным прямым почерком комиссара было написано: «Мартынов Андрей Михайлович, 1898 года, член партии с 1918 года, уроженец гор. Шуи».

Комиссара государственной безопасности третьего ранга звали Алексей Михайлович Мальгин.

Директор алексинской средней школы Андрей Михайлович Мартынов в начале марта 1943 года был занят крайне важным делом — добывал торф для отопления школы.

По его подсчёту, запаса топлива при строжайшей экономии могло хватить, самое большее, на десять дней.

На ближайшем торфяном предприятии «Мартово — Объединение» сухого, пригодного для топки торфа не было — весь вывезли к электростанции ещё осенью.

Электростанция, считавшаяся до войны предприятием местного значения, в военное время выручала промышленность двух областей.

Сухой торф можно было ещё получить на небольшом полукустарном торфяном предприятии «Чёрный мох», но оно находилось от Алексина в двадцати семи километрах, а школа никаким транспортом не располагала.

Председатель колхоза Евдокия Королева, которую вся округа называла Королихой, хотела помочь школе, но у неё самой на всё про всё было семь лошадей, да и те стояли без корма.

Обещали помощь в МТС, но Мартынов не верил, что из этого что - нибудь выйдет — в МТС дела шли плохо.

Ждать чуда Мартынов не мог, в конце марта рухнет дорога, и тогда всё — до тепла закрывай школу. И Андрей Михайлович собрался в районный отдел народного образования.

Мартынов проснулся рано. До районного центра от Алексина на дорогу уходило часа полтора, а Андрею Михайловичу хотелось прийти к началу рабочего дня — дел хватало и помимо торфа.

За последнее время первой мыслью у Мартынова была мысль о сыне...

Весной сорокового года Феликс окончил педагогический институт.

При распределении его послали не в школу, а в редакцию областной газеты — об этом, позаботился редактор, так как Феликс ещё студентом много писал, его охотно печатали.

Подпись под очерками « ~ Ф. Мартынов» часто мелькала на страницах.

Последнее письмо от сына пришло в октябре сорок первого года: он сообщил, что добровольно вступил в народное ополчение. Штамп на конверте стоял московский — Феликс опустил письмо уже по пути на фронт.

И с тех пор ни одной строчки. Полтора года томительной, тяжкой неизвестности.

Андрей Михайлович считал сына погибшим.

Он никогда не говорил это жене и младшим детям — шестнадцатилетней Маше и тринадцатилетнему Мише.

Надежда Ивановна тоже была уверена, что Феликса нет в живых, и всё же часто справлялась в сельсовете, нет ли письма, хотя отлично понимала, что, если бы какое - нибудь известие пришло, передали бы немедленно.

В январе сорок второго года к Мартыновым приехала неожиданная гостья — сотрудница областной газеты Марина Часова, привезла чемодан Феликса.

Она рассказала, что давно, ещё со студенческой поры, дружила с Феликсом.

До войны Марина также работала в комсомольской газете, и они часто вместе ездили в командировки. «Он вам разве не рассказывал?»

Марина закончила разговор неожиданным признанием, что выходит замуж и ей теперь неудобно хранить у себя вещи Феликса. «Вы уж, пожалуйста, извините...»

Вечером Марина уехала. Надежда Ивановна проплакала всю ночь.

В чемодане оказался костюм Феликса, рубашки, две записные книжки, папка с газетными вырезками и будильник, купленный Надеждой Ивановной, когда сын уезжал в институт.

Вот и всё, что осталось от первенца.

Андрей Михайлович перечитал всё, что успел опубликовать сын. Судя по началу, из него вышел бы неплохой журналист. Из записных книжек отец понял — Феликс мечтал стать писателем.

— Когда? — спросила Надежда Ивановна, наливая мужу чай.
— Часам к семи, — ответил Андрей Михайлович, поняв, что жена спрашивает, когда он возвратится из района..
— Я поздно, — сказала Надежда Ивановна. — Опять просидим.

Мартынов знал: сегодня у жены заседание правления колхоза, где она работала бухгалтером.

— Не забудешь?

Мартынов догадался, что жена волнуется, как бы он не забыл заглянуть в райвоенкомат — вдруг там окажется что - нибудь о Феликсе?

— Что ты!..

Андрей Михайлович надел рюкзак, постоянный спутник походов в районный центр, поцеловал жену.

Ещё не рассвело. Хрустнул ледок на замёрзшей за ночь луже около калитки.

Идти было легко, привычно.

Мартыновы жили в Алексине больше десяти лет. К ним все привыкли, считали Андрея Михайловича хорошим учителем и организатором, — на третий год его назначили директором школы.

Преподавал он историю и немецкий язык. Надежда Ивановна слыла толковым экономистом.

Никому и в голову не приходило, что Мартынов в молодости работал с Дзержинским, много раз видел Владимира Ильича, разговаривал с ним.

О работе Мартынова в ВЧК знали по документам лишь работники учётного отдела райкома партии, но эти люди разговорчивостью не отличаются.

Сам Андрей Михайлович о своей боевой молодости никому не рассказывал.

Орден Красного Знамени, полученный за участие в подавлении кронштадтского мятежа, лежал в красной коробочке, а когда в торжественные  дни Мартынов появлялся с орденом, на расспросы, за что он его получил, кратко отвечал:

— В гражданскую...

Жизнь Мартынова круто повернулась после кронштадтских событий. Тяжело раненный, он больше двух месяцев провёл в петроградском госпитале. По приезде в Москву Андрей Михайлович явился в ВЧК и узнал, что о нем несколько раз справлялся Дзержинский.

Феликс Эдмундович принял Мартынова немедленно, поздравил с наградой, спросил про здоровье и неожиданно предложил:

— Я, Андрей, по совместительству теперь ещё и председатель комиссии при ВЦИК по улучшению жизни детей... Мне очень нужны энергичные, беспокойные люди. Хотите мне помочь?

Так Мартынов стал инспектором комиссии по улучшению жизни детей.

Вскоре он понял: без образования дальше жить нельзя.

Это было время, когда возвратившиеся с фронта красноармейцы и красные командиры садились за парты, партизаны шли на рабфаки, комсомольские и партийные работники умоляли укомы и губкомы «отпустить на учёбу».

Андрей Мартынов на всю жизнь запомнил стихи:

Из вымуштрованных бойцов
Мы превратились в геометров
И променяли жаркий пламень слов
На холод цифр и строгость метров.

Мы строим крепкие на диво этажи
На диво крепкими руками,
И стали партизанские ножи
Послушными хозяйскими ножами...

Хотя деткомиссия являлась учреждением штатским, Андрей по привычке написал не заявление, а рапорт и передал его через секретаря Дзержинскому.

На другой, день Феликс Эдмундович, встретив Мартынова в коридоре, сухо сказал:

— Зайди!

У Андрея ёкнуло сердце: «Откажет!» Дзержинский достал из папки рапорт и вслух прочёл:

— «Прошу откомандировать меня на учёбу. Обязуюсь после получения образования вернуться обратно на работу».

Поднял глаза на Мартынова. Андрей заметил в них весёлые искры и облегчённо подумал: «Отпустит!»

— Сколько лет учиться собираетесь?
— Пять... Два года на подготовительном, три на основном...
— Значит, считаете, что мы с детской беспризорностью за пять лет не справимся?
— Наверное, раньше...
— Тогда зачем написал, что обратно придёшь?
— Я про ВЧК...
— Если бы мне сейчас было столько же лет, как тебе!

Красным карандашом написал на рапорте: «Согласен».

                                                                                                      из романа Аркадия Васильева - «В час дня, Ваше превосходительство»

( кадр из фильма «Пацаны» 1983 )

Маршрут

0

37

Рассвет после ночи

Тихо над спящим Салимом
Бродят рассветные тени.
В храме, за жертвенным дымом,
Тускло мерцают ступени.

Узкой тропою росистой
К саду прошла Магдалина...
В дымке туманно - сквозистой
Дремлет седая долина.

В тёмном саду засверкали
Крылья неведомой птицы,
Воины в страхе бежали,
Молча, от белой гробницы.

Бледным, дрожащим ребёнком
Кто здесь склонился?..
Не ты ли
Слышала в воздухе звонком:
- Где же Его положили?-

Веруй, дитя, и, внимая,
Жди. Задрожала ограда,
Рдеет заря огневая,
Кто-то выходит из сада..

                                                         Рассвет
                                 Автор: Поликсена Сергеевна Соловьева

Часть I. Глава I (Фрагмент)

Проснулся я от какого-то шороха.

Со сна стены морга показались мне невероятно сверкающей белизны.

Вокруг не было ни малейшей тени, и каждая вещь, каждый угол, все изгибы вырисовывались так резко, что было больно глазам.

Как раз тогда и пришли мамины друзья.

Их было человек десять, и все они бесшумно двигались при этом ослепительном свете. Вот они расселись, но очень осторожно – ни один стул не скрипнул.

Я смотрел на них и видел так чётко, как никогда ещё никого не видел, я замечал каждую складочку на их лицах, каждую мелочь в одежде.

Однако я не слышал их голосов, и мне как-то не верилось, что это живые люди.

Почти все женщины были в передниках, стянутых в поясе, и от этого у них заметно выступал живот. Никогда раньше я не замечал, какие большие животы бывают у старух.

А мужчины почти все были очень худые и держали в руках трости. Меня поразило то, что глаз на их старческих лицах я не видел, – вместо глаз среди густой сетки морщин поблёскивал тусклый свет.

Пришельцы расселись, и большинство уставилось на меня, шевеля едва заметными губами, провалившимися в беззубый рот, и неловко кивали головой; я не мог понять – здороваются они со мной или это у них просто головы трясутся.

Думаю, скорее, что они здоровались.

Я обратил внимание, что кивали они, усевшись напротив меня, справа и слева от сторожа. На минуту мне пришла нелепая мысль, будто они явились судить меня.

Немного погодя одна из женщин расплакалась.

Она сидела во втором ряду, позади другой женщины, и мне было плохо её видно. Она плакала долго, всхлипывала, вскрикивала, и мне казалось, что она никогда не кончит.

Остальные как будто и не слышали её.

Они сидели понурившись, мрачные и безмолвные, уставившись в одну точку: кто смотрел на гроб, кто на свою палку или на что - нибудь ещё.

Та женщина всё плакала.

Меня это очень удивляло – какая-то незнакомая старуха. Мне хотелось, чтобы она перестала. Но я не решался успокаивать её.

Сторож наклонился и заговорил с ней, но она отрицательно покачала головой, что-то пролепетала и опять стала плакать и равномерно всхлипывать.

Тогда сторож обошёл гроб и сел рядом со мной.

Он долго молчал, потом сообщил, не глядя на меня:

«Она была очень дружна с вашей матушкой. Говорит, что покойная была здесь единственным близким ей человеком и теперь у неё никого нет».

Прошло много времени. Плакавшая женщина всё реже вздыхала и всхлипывала. Зато громко шмыгала носом. Наконец она умолкла.

Сон у меня прошёл, но я очень устал, да ещё болела поясница. Теперь мне было тяжело, что все эти люди молчат.

Лишь время от времени я слышал какой-то странный звук и не мог понять, что это такое.

В конце концов я догадался, что кое - кто из стариков сосёт свои щёки, оттого и раздаётся это удивительное чмоканье.

Они его не замечали, так как погружены были в свои мысли.

Мне даже показалось, что покойница, лежавшая перед ними, ничего для них не значила. Но теперь я думаю, что это было ошибочное впечатление.

Мы все выпили кофе, которое нам подал сторож. А дальше я уж не знаю, что было. Прошла ночь.

Помню, как на мгновение я открыл глаза и увидел, что старики спят, тяжело осев на стульях, и только один опёрся на набалдашник своей палки, положил подбородок на руки и смотрит на меня в упор, будто ждёт не дождётся, когда же я проснусь.

Потом я опять уснул. Проснулся я из-за того, что очень больно было спине.

Над стеклянным потолком брезжил рассвет.

Один из стариков проснулся и сразу зашёлся кашлем. Он отхаркивался в клетчатый платок, и казалось, что с каждым плевком у него что-то отрывается внутри.

Он и других разбудил своим кашлем, и сторож сказал, что уже пора уходить. Старики встали.

Всех утомило это бдение у гроба, у всех были серые, землистые лица.

К моему удивлению, каждый на прощание пожал мне руку, как будто эта ночь, которую мы провели вместе, не перемолвившись ни словом, сблизила нас.

Я устал. Сторож позвал меня в свою каморку, и я немного привёл себя в порядок.

Потом я опять выпил очень вкусного кофе с молоком. Когда я вышел, уже совсем рассвело.

Над холмами, отделяющими деревню Маренго от моря, в небе тянулись красные полосы. И ветер, налетавший оттуда, приносил запах соли.

Занимался ясный, погожий день.

Я давно уже не был за городом и с большим удовольствием пошёл бы прогуляться, если бы не смерть мамы.

                                                        из дебютного романа (или повесть) французского писателя Альбера Камю - «Посторонний»

( из серии «Во Дворце правосудия». Художник Оноре Домье. )

Маршрут

0

38

Два домика

Последнее пристанище — могила…
Последние слова — над головой.
Спасибо, что землицею укрыла,
Благословила нежною рукой.

                                               Последнее пристанище — могила (отрывок)
                                                                     Автор: Вадим Зайцев

Раздел 1. Родимая обитель ... (Фрагмент)

Летом за воротами Лавры очень красиво: всюду розы, розы…

В их спутанной багряно - белой волне утопли всеми позабытые (даже буквы стёрлись!) могильные камни.

Но ручеёк чёрных старушек, женщин в косынках, длинноволосых юношей струился дальше, к самому сердцу Лавры – Свято - Троицкому собору.

На православные праздники здесь собирались толпы верующих.

Мощный и невесомый одновременно, он царил над купами деревьев, над мраморными и каменными надгробиями, над речкой и кустами - цветами…

Папа никогда не упускал случая втемяшить сыну какую - нибудь историческую или архитектурную дребедень:

«Видишь, – говорил, – шлем купола тяжёлый, лежит на подпорке такой с шестнадцатью окнами, называется «барабан».

У папы спрашивать что бы то ни было просто опасно: тебя занесёт пургой непонятных слов, сам не рад будешь, что спросил.

И от стихов не отобьёшься, зажужжит роем пчёл:

Когда великое свершалось торжество
И в муках на кресте кончалось божество,
Тогда по сторонам животворяща древа
Мария - грешница и пресвятая дева
Стояли две жены…

Как это – две жены? Бабушка Роза говорит, что порядочный человек худо - бедно обходится одной женой.

Вот у папы худо - бедно – мама, у деда Сани – бабушка Роза.

Может, кто-то шустрый хапнет сразу двух жён и хвастается: а у меня, мол, их целых две, не худо и не бедно!

Их путь пролегал через всю территорию Лавры. Если не слишком торопились, они заглядывали в любимый уголок: от стены храма влево бежала дорожка к заброшенному кладбищу.

Здесь в центре позабытого всеми некрополя высилась башня: тоже всеми заброшенная и позабытая, грустная заколоченная церковь.

Обойдёшь её, а там – спуск к совсем уж деревенской речке, где плавают утки, а в высокой сочной траве по берегам – брызги жёлтых одуванчиков.

И шмели гудят, и зеленовато - белых капустниц ветерок носит, как на даче.

Прямо не верится, что это – центр города.

Среди старинных склепов, каменных ваз и крестов с выбитыми на них полустёртыми буквами можно ходить часами, осторожно пробираясь между надгробиями.

– Не наступай на могилы, – каждый раз напоминал папа, – уважай покой мёртвых. Решётки, столбики, нарядные гробницы, Под коими гниют все мертвецы столицы…

А вот главное: над изгибом речки, на откосе стоит полуразрушенный склеп с башенкой – окна запылённые, в паутине, кое - где даже разбитые.

Сказочный домик крепко уснувшей, да так никем и не разбуженной Спящей Красавицы.

Но под решётки окон кто-то подсовывает маленькие пластмассовые розы; иногда придёшь – а там новые. Это усыпальница Анастасии Вяльцевой, старинной певицы такой.

Папа рассказывал, что до революции к её ногам бриллианты бросали , слава гремела по всей России, а умерла она совсем молодой, от чахотки.

Мама говорит, тогда все от чахотки умирали: ноги промочил, вот тебе чахотка.

Ну и забыли её совсем, тем более что романсы уже не в моде. Хотя приходит же кто-то, цветы приносит…

Однажды зимой они видели протоптанную в снегу тропинку.

Там у склепа человек стоял – бородатый, особенный , голову так задумчиво склонил.

Красиво и печально, как на старой открытке, Сеня даже засмотрелся.

«Ладно, – сказал папа, – пошли, не станем человеку мешать, пусть скорбит. … чтоб долго образ милый Таился и пылал в душе моей унылой…»

Сеня спросил: «Он её возлюбленный?» – «Ты спятил? – удивился папа. – Все её возлюбленные давно в земле сырой…»

Ей - богу, папа так и выражался, причём всю жизнь, посреди обычного рабочего дня. «Тогда чего скорбеть», – подумал Сеня.

Словом, Лавра – это была беспредельно - отдельная страна внутри города, которую они проходили из конца в конец, пока на задворках не упирались в глухой забор и неприметную железную дверь папиной психиатрии .

Когда-то – духовное училище, ныне – жёлтый дом, психушка, это здание обособленно и угрюмо стояло среди высоких деревьев.

В наши дни, в эпоху террора школьных психологов, подобные посещения ребёнком сумасшедшего дома выглядят по меньшей мере возмутительными.

Но Сенино детство протекало в открытом и любознательном мире прилюдных драм и мордобоев, трагических судеб, увлекательных похорон, весёлых поминок и распахнутых во все стороны детских глаз.

Сумасшедший дом был пристанищем людей необыкновенных. Папа называл их больными, но Сеня приглядывался к каждому, подмечая крошечные… ну совсем чуть - чутные признаки притворства.

В целом, тут была спокойная, даже задумчивая обстановка: люди в пижамах двигались медленно, обстоятельно, казались погружёнными в свои мысли.

Впрочем, изредка кто-то кричал, как раненая птица, и тогда все остальные замирали и прислушивались.

А того, кто криком пытался прорваться за пределы этого мирка, брали в ординаторскую .

– А что там с ним делают? – беспокоился Сеня. – Наказывают?
– Ну что ты, милый, – отвечал папа. – С ним беседуют. Если надо, добавляют лекарств…

Здесь у папы был свой кабинет с самой спартанской обстановкой: письменный стол, стул, кушетка, кардиограф и шкаф с историями болезней.

Дверь без ручки закрывалась на «психиатрический» ключ, окно было забрано мощной решёткой.

Но за окном… Там росли старые клён и берёза.

Стояли в страстном переплетении ветвей так тесно, так близко, будто муж и жена, прожившие целую жизнь: артритные, скрюченные, вечно вместе, так что и не разобрать, где кто, они будто противились расставанию.

Осенью клён становился розовым, потом загустевал багрянцем и пламенел, а берёза плескалась прозрачным и звонким золотом.

Окно волновалось и вскипало золотом и багрецом, комната преображалась, и сама радость вскипала и ломилась в окно, торжествуя и чего-то настойчиво требуя.
                                                                                                                                               из романа Дины Рубиной - «Маньяк Гуревич»

Маршрут

0

39

Дойти до беседы с птичками

Он бесплатно учит пять своих учениц -
пожилой поручик, не ведавший заграниц.
Он сидит - рифмует, дожив до сплошных седин,
а какого фуя? В посёлке такой один.

Идиот - блаженный, встаёт и глядит в окно:
там деревья, тени и давно уж темным - темно.
Он не пьёт, ни курит, не бьёт иногда жену.
Да, ругает "дура" - не вслух и всего одну.

Он придавлен бытом, не балует деда жизнь.
Быт тяжёл, как битум, он шепчет себе: "Держись!"
Но сегодня точно: я знаю, он бросит всё!
"Кандидат - заочник", как в пропасть его несёт.

И слетела крыша, сломался внутри металл.
Он полезет выше: десятый - его мечта.
Облака на небе и кукольно - мелок двор,
Ветерок теребит и солнце палит в упор...

Ближе к срезу крыши и вот он уже бежит.
Он хрипит, ты слышишь: "Такая подлюка жизнь!"

                                                                                                       Старлей
                                                                                            Автор: Вячеслав Лобанов

Глава IV (Фрагмент)

В воскресной школе занимались с девяти до половины одиннадцатого, а потом начиналась проповедь.

Двое из детей оставались на проповедь добровольно, а третий тоже оставался — по иным, более существенным причинам.

На жёстких церковных скамьях с высокими спинками могло поместиться человек триста; церковь была маленькая, без всяких украшений, с колокольней на крыше, похожей на узкий деревянный ящик.

В дверях Том немного отстал, чтобы поговорить с одним приятелем, тоже одетым по-воскресному:

— Послушай, Билли, есть у тебя жёлтый билетик?
— Есть.
— Что ты просишь за него?
— А ты что дашь?
— Кусок лакрицы и рыболовный крючок.
— Покажи.

Том показал.

Приятель остался доволен, и они обменялись ценностями. После этого Том променял два белых шарика на три красных билетика и ещё разные пустяки — на два синих.

Он ещё около четверти часа подстерегал подходивших мальчиков и покупал у них билетики разных цветов.

Потом он вошёл в церковь вместе с ватагой чистеньких и шумливых мальчиков и девочек, уселся на своё место и завёл ссору с тем из мальчиков, который был поближе.

Вмешался важный, пожилой учитель; но как только он повернулся спиной, Том успел дёрнуть за волосы мальчишку, сидевшего перед ним, и уткнулся в книгу, когда этот мальчик оглянулся; тут же он кольнул булавкой другого мальчика, любопытствуя послушать, как тот заорёт:

«Ой!» — и получил ещё один выговор от учителя.

Весь класс Тома подобрался на один лад — все были беспокойные, шумливые и непослушные.

Выходя отвечать урок, ни один из них не знал стихов как следует, всем надо было подсказать.

Однако они кое - как добирались до конца, и каждый получил награду — маленький синий билетик с текстом из Священного писания; каждый синий билетик был платой за два выученных стиха из Библии.

Десять синих билетиков равнялись одному красному, их можно было обменять на красный билетик; десять красных билетиков равнялись одному жёлтому; а за десять жёлтых директор школы давал ученику Библию в дешёвом переплёте (стоившую в то доброе старое время сорок центов).

У многих ли из моих читателей найдётся столько усердия и прилежания, чтобы заучить наизусть две тысячи стихов, даже за Библию с рисунками Доре?

Но Мэри заработала таким путём две Библии в результате двух лет терпения и труда, а один мальчик из немцев даже четыре или пять.

Он как-то прочёл наизусть три тысячи стихов подряд, не останавливаясь; но такое напряжение умственных способностей оказалось ему не по силам, и с тех пор он сделался идиотом — большое несчастье для школы, потому что во всех торжественных случаях, при посетителях, директор всегда вызывал этого ученика и заставлял его «из кожи лезть», по выражению Тома.

Только старшие ученики умудрялись сохранить свои билетики и проскучать над зубрёжкой достаточно долго, чтобы получить в подарок Библию, и потому выдача этой награды была редким и памятным событием; удачливый ученик в этот день играл такую важную и заметную роль, что сердце каждого школьника немедленно загоралось честолюбием, которого хватало иногда на целых две недели.

Быть может, Том не был одержим духовной жаждой настолько, чтобы стремиться к этой награде, но нечего и сомневаться в том, что он всем своим существом жаждал славы и блеска, которые приобретались вместе с ней.

Как водится, директор школы стал перед кафедрой, держа молитвенник в руках, и, заложив его пальцем, потребовал внимания.

Когда директор воскресной школы произносит обычную коротенькую речь, то молитвенник в руках ему так же необходим, как ноты певице, которая стоит на эстраде, готовясь пропеть соло, — хотя почему это нужно, остаётся загадкой: оба эти мученика никогда не заглядывают ни в молитвенник, ни в ноты.

Директор был невзрачный человечек лет тридцати пяти, с рыжеватой козлиной бородкой и коротко подстриженными рыжеватыми волосами, в жёстком стоячем воротничке, верхний край которого подпирал ему уши, а острые углы выставлялись вперёд, доходя до уголков рта.

Этот воротник, словно забор, заставлял его глядеть только прямо перед собой и поворачиваться всем телом, когда надо было посмотреть вбок; подбородком учитель упирался в галстук шириной в банковый билет, с бахромой на концах; носки его ботинок были по моде сильно загнуты кверху, наподобие лыж, — результат, которого молодые люди того времени добивались упорным трудом и терпением, просиживая целые часы у стенки с прижатыми к ней носками.

С виду мистер Уолтерс был очень серьёзен, а в душе честен и искренен; он так благоговел перед всем, что свято, и настолько отделял духовное от светского, что незаметно для себя самого в воскресной школе он даже говорил совсем другим голосом, не таким, как в будние дни.

Свою речь он начал так

— А теперь, дети, я прошу вас сидеть как можно тише и прямее и минуту - другую слушать меня как можно внимательнее. Вот так. Именно так и должны себя вести хорошие дети. Я вижу, одна девочка смотрит в окно; кажется, она думает, что я где - нибудь там, — может быть, сижу на дереве и беседую с птичками. (Одобрительное хихиканье.) Мне хочется сказать вам, как приятно видеть, что столько чистеньких весёлых детских лиц собралось здесь для того, чтобы научиться быть хорошими.

И так далее, и тому подобное. Нет никакой надобности приводить здесь конец этой речи. Она составлена по неизменному образцу, а потому мы все с ней знакомы.

Последняя треть его речи была несколько омрачена возобновившимися среди озорников драками и иными развлечениями, а также шёпотом и движением, которые постепенно распространялись всё дальше и дальше и докатились даже до подножия таких одиноких и незыблемых столпов, как Сид и Мэри.

Но с последним словом мистера Уолтерса всякий шум прекратился, и конец его речи был встречен благодарным молчанием.

                                                                                                                        из романа Марка Твена - «Приключения Тома Сойера»

[size=16]( кадр из фильма «Блаженная» 2008 )[/size]

Маршрут

0

40

И в тех годах мы счёта ровного не знали

А я Вам нравилась 16 лет назад
И не причём был день Святого Валентина,
И привлекал меня всё отражающие Ваши мысли взгляд,
Сама собою рисовалась будущего нашего картина.
Была я юная, глаза мои сияли,
Вы были недоступны, как звезда,
Мои флиртующие взгляды отвлекали
И я к Вам подходила… иногда.
Когда коснулись Вы моей руки,
То испугались и отдёрнули свою,
Я начала писать свои стихи,
Где были с Вами в мной придуманном раю.
Со всем Вы соглашались, что скажу
И на любые просьбы откликались..

                                                  А я Вам нравилась 16 лет назад (отрывок)
                                                                           Автор: Альзира

В одно прекрасное июньское утро какой-то пожилой человек, одетый как состоятельный крестьянин, ехал, сидя верхом на крепком пони, через Шервудский лес по дороге, которая вела в живописную деревеньку Мансфилд - Вудхауз.

Небо было чистое; восходящее солнце освещало безлюдную местность; ветер был пропитан терпким и сильным запахом дубовой листвы и тысячами ароматов полевых цветов; на мхах и траве россыпями алмазов сверкали капли росы; в ветвях порхали и пели птицы; из лесных чащ слышались крики ланей — одним словом, природа повсюду просыпалась и только кое - где ещё виднелись клочья ночного тумана.

Лицо нашего путника прояснилось под лучами утреннего солнца, грудь его расправилась, лёгкие наполнились свежим воздухом, и он запел сильным и звонким голосом старую саксонскую песнь, в которой проклинались все тираны.

Вдруг мимо его уха просвистела стрела и вонзилась в ветвь дуба, стоявшего на обочине дороги.

Крестьянин, скорее удивлённый, нежели испуганный, соскочил с лошади, спрятался за дерево, натянул тетиву лука и приготовился к обороне.

Но напрасно он всматривался вдаль, разглядывал тропу, обшаривал взглядом окружающие заросли и вслушивался в малейшие лесные шорохи — он ничего не увидел, ничего не услышал и не знал, что и думать об этом внезапном нападении.

Может быть, безобидный путник просто оказался на пути стрелы какого - нибудь неумелого охотника?

Но тогда он услышал бы его шаги, лай собаки, тогда он увидел бы лань, которая, убегая, пересекла бы тропу.

А может быть, это был один из разбойников, изгнанник, каких в графстве было немало; эти люди жили лишь тем, что убивали, грабили и целыми днями подстерегали путников.

Но все эти бродяги знали его, они знали, что он небогат, но никогда не отказывал в куске хлеба и кружке эля никому из них, когда им случалось постучать в его дверь.

Может быть, он оскорбил кого - нибудь, и этот человек хочет ему отомстить? Нет, на двадцать миль в округе у него не было врагов.

Какая же невидимая рука пожелала его убить?

Именно убить, потому что стрела пролетела у самого его виска, так что даже волосы на голове у него зашевелились.

Размышляя обо всем этом, путник думал:

«Непосредственная опасность мне не грозит, потому что моей лошади инстинкт ничего не подсказывает. Напротив, она стоит спокойно, как у себя в стойле, и тянется к листве, как к своей кормушке. Но если она будет здесь стоять, то укажет тому, кто меня преследует, место, где я прячусь».

— Эй, пони, рысью! — крикнул он.

Это приказание было подкреплено негромким свистом, и послушное животное, привыкшее за долгие годы к этому приёму охотника, который хочет остаться в засаде один, насторожило уши, поглядело своими огненными глазами на дерево, за которым прятался его хозяин, и, ответив ему коротким ржанием, ускакало рысью.

Крестьянин ещё с четверть часа, оставаясь настороже, напрасно ждал нового нападения.

«Ну что же, — сказал он себе, — раз терпение ничего не дало, попробуем действовать хитростью».

И, определив по тому, как было направлено оперение стрелы, то место, где мог засесть его враг, он выпустил в эту сторону свою стрелу в надежде или испугать злоумышленника, или заставить его обнаружить себя.

Стрела просвистела в воздухе и вонзилась в кору дерева, но на вызов никто не ответил.

Может быть, второй выстрел будет удачнее?

Зазвенела тетива, но вторая стрела была остановлена на лету.

Другая стрела, выпущенная из невидимого лука, почти под прямым углом вонзилась в неё над тропой, и, кружась в воздухе, обе они упали на землю.

Выстрел последовал так быстро и неожиданно и свидетельствовал о такой ловкости и меткости, что крестьянин в восхищении забыл об опасности и выпрыгнул из укрытия.

— Ну и выстрел! Замечательный выстрел! — вскричал он, выскакивая на опушку чащи и пытаясь отыскать таинственного лучника.

В ответ на его крики раздался радостный смех, и серебристый и нежный, как у женщины, голос пропел:

В лесах резвятся лани, в лесах цветут цветы,
Но что мне лани и цветы, когда со мною ты?
Оставь добычу и цветы, оставь прозрачный пруд,
И вместе в лес пойдём со мной, мой милый Робин Гуд.
Мы в чаще спрячемся с тобой подальше от дорог,
И из цветов себе сплету я праздничный венок.

— Ох! Так это Робин, бесстыдник Робин Гуд поёт. Иди сюда, мальчик. Как? Ты посмел стрелять из лука в своего отца? Клянусь святым Дунстаном , я уже решил, что это разбойники решили меня прикончить! Ну и злой же ты мальчишка, если избрал себе мишенью мою седую голову! Ах, вот и он сам, — добавил добрый старик, — вот он и сам, безобразник! И поёт ту песенку, которую я сочинил, когда мой брат Робин был влюблён… я тогда ещё песни сочинял, а мой бедный брат ухаживал за прекрасной Мэй, своей невестой.

— Ну что, отец, разве моя стрела ранила вас, а не просто пощекотала вам ухо? — послышался голос с другой стороны зарослей, снова запевший:

Над лесом бледный свет струит печальная луна,
И где-то колокол звенит; в долине тишина.
В Шервудский лес пойдём скорей, где старый дуб растёт,
Он слышал клятвы юных дней, и нас там счастье ждёт.

Лесное эхо ещё повторяло последние строки, когда молодой человек лет двадцати на вид, хотя на самом деле ему было только шестнадцать, вышел и остановился перед старым крестьянином, в котором читатель, без сомнения, узнал славного Гилберта Хэда, знакомого ему из первой главы нашей книги.

Юноша улыбался старику, почтительно держа в руке зелёную шляпу, украшенную пером цапли.

Густые, слегка вьющиеся чёрные волосы обрамляли его широкий лоб, белый как слоновая кость.

Слегка прищуренные глаза, затенённые длинными ресницами, бросавшими тень на розовощекое лицо с выступающими скулами, метали тёмно - синие искры.

Взгляд его чистых глаз, казалось, тонул и расплавленной глазури, и мысли, убеждения, чувства чистосердечной юности отражались в нём как в зеркале; в лице его сквозили мужество и энергия; изысканно - красивые черты не имели в себе ничего женственного, а когда он улыбался, обнажая жемчужные зубы, было видно, что это уже почти взрослый, уверенный в себе человек; губы у него были ярко - коралловые, и их соединяла с тонким прямым носом, крылья которого просвечивали розовым, изящная ложбинка.

Он загорел, но там, где одежда открывала шею и запястья, было видно, что кожа у него атласно - белая.

На нём была шляпа с пером цапли, перетянутая в талии куртка из зелёного линкольнского сукна , замшевые короткие штаны из оленьей кожи и обувь, называвшаяся unhege sceo («саксонские сапоги») и крепившаяся к щиколоткам прочными ремнями; на перевязи, украшенной стальными бляшками, висел колчан со стрелами и небольшой рог, а у пояса — охотничий нож; в руке он держал лук.

Вся одежда и снаряжение Робин Гуда, исполненные своеобразия, отнюдь не вредили его юношеской красоте.

— А что если вместо того чтобы пощекотать моё ухо, ты бы пробил мне голову? — с напускной строгостью спросил добрый старик, повторив последние слова своего сына. — Поосторожней с такой щекоткой, сэр Робин, ведь так не рассмешить, а скорее убить можно!

— Простите меня, отец. Я совсем не хотел вас ранить.

— Вполне верю тебе, но, дорогой мой мальчик, так вполне могло случиться: лошадь ли ускорила бы шаг или чуть отклонилась бы влево или вправо, я бы тряхнул головой, твоя рука дрогнула бы или ты бы неточно прицелился, да любой пустяк, в конце концов, и твои игры могли бы окончиться моей смертью.

— Но рука у меня не дрогнула, и прицеливаюсь я всегда точно. Не упрекайте же меня, отец, и простите мне мою шалость.

                                  из историко - приключенческого романа французского писателя Александра Дюма - отца - «Робин Гуд»

( кадр и телесериала «Робин из Шервуда» 1984 )

Маршрут

0

41

На свете этом вне закона .. 

Дочурка, пусть со мной беда
Случится, ежели когда
Я покраснею от стыда,
Боясь упрёка
Или неправого суда
Молвы жестокой.

Дитя моих счастливых дней,
Подобье матери своей,
Ты с каждым часом мне милей,
Любви награда,
Хоть ты, по мненью всех церквей,
Исчадье ада.

Пускай открыто и тайком
Меня зовут еретиком,
Пусть ходят обо мне кругом
Дурные слухи, —
Должны от скуки языком
Молоть старухи!

И всё же дочери я рад,
Хоть родилась ты невпопад
И за тебя грозит мне ад
И суд церковный. —
В твоём рожденье виноват
Я безусловно.

Ты — память счастья юных лет.
Увы, к нему потерян след.
Не так явилась ты на свет,
Как нужно людям,
Но мы делить с тобой обед
И ужин будем.

Я с матерью твоей кольцом
Не обменялся под венцом,
Но буду нежным я отцом
Тебе, родная.
Расти весёлым деревцом,
Забот не зная.

                          Моему незаконнорожденному ребёнку (отрывок)
                                                     Автор: Роберт Бёрнс

Действующие Лица: (Представленной сцены )

Гилберт — лесник, хозяин дома;
Маргарет — хозяйка дома, готовит ужин;
Линкольн — слуга, занимается лошадьми, но посматривает вокруг дома и готов к действиям;
Робин — сын Гилберта, юный лучник;
Аллан Клер — рыцарь, спасённый Робином от лесного разбойника;
Марианна — сестра благородного рыцаря Аллана, спасённая вместе с ним от лесного разбойника;
Раненный —  напавший на путников лесной разбойник, к которому Робином было проявлено милосердие;
Храбрый Ланс — верный пёс лесника Гилберта.

В этот день, вечером, в доме лесника царило необычное оживление.

И Гилберт, и Маргарет, и Линкольн, и Робин (а он особенно) тут же почувствовали, что гости нарушили их мирное существование и внесли в него перемены.

Хозяин дома внимательно следил за раненым, хозяйка готовила ужин; Линкольн, как всегда, занимался лошадьми, но посматривал вокруг дома и был начеку; один только Робин ничего не делал, но трудилось его сердце.

Красота Марианны пробудила в нём чувства, дотоле ему неведомые: неподвижно, в немом восхищении следил он за тем, как девушка ступает, говорит, обводит вокруг себя взглядом, и то бледнел, то краснел, то вздрагивал.

Никогда ни на одном празднике в Мансфилд - Вудхаузе он не видел такой красавицы; он танцевал, смеялся, разговаривал с местными девушками и даже уже нашёптывал на ушко той или другой пустые, общепринятые любовные словечки, но на следующее утро, охотясь в лесу, не помнил об этом; сегодня же он скорее бы умер от страха, чем осмелился бы сказать хоть одно слово благородной всаднице, которой спас жизнь, и чувствовал, что никогда её не забудет.

Он перестал быть ребёнком.

Пока Робин, сидя в уголке гостиной, молча восхищался Марианной, Аллан расхваливал Гилберту храбрость и меткость юного лучника и поздравлял его с таким сыном, но Гилберт, всегда надеявшийся узнать что - нибудь в самый неожиданный момент о происхождении Робина, никогда не упускал случая признаться, что мальчик не его сын, а потому рассказал дворянину, когда и как некий незнакомец оставил у него этого ребёнка.

Аллан с удивлением узнал, что Робин вовсе не сын Гилберта, и поскольку лесник добавил, что неизвестный покровитель сироты, по-видимому, приехал из Хантингдона, поскольку именно хантингдонский шериф платил ежегодно деньги на содержание мальчика, то молодой дворянин сказал;

— Мы родом из Хантингдона и всего несколько дней, как оттуда.

История Робина, славный лесник, может быть правдой, но я в этом сомневаюсь.

Ни один хантингдонский дворянин не умер в Нормандии в те времена, когда родился этот ребёнок, и я никогда не слышал, чтобы кто - нибудь из мужчин благородных семейств нашего графства когда - либо вступал в неравный брак с бедной простолюдинкой - француженкой.

И потом, зачем было увозить этого ребёнка так далеко от Хантингдона?

Вы говорите, что для его же блага, как вам сказал Ритсон, ваш родственник, вспомнивший о вас и поручившийся
за ваше добросердечие.

А может быть, это было сделано потому, что нужно было скрыть рождение этого младенца и его хотели убрать, но не осмелились убить?

Мои подозрения подтверждаются ещё и тем, что с той поры вы больше так и не видели шурина.

Вернувшись в Хантингдон, я расспрошу всех самым тщательным образом и постараюсь разыскать семью Робина; мы с сестрой обязаны ему жизнью, и да поможет нам Небо заплатить ему наш долг вечной признательностью!

Понемногу дружеское обращение Аллана и ласковые слова Марианны вернули Робину его обычную жизнерадостность и спокойствие и в доме лесника воцарилось непринуждённое и радушное веселье.

— Мы заблудились в Шервудском лесу по дороге в Ноттингем, — сказал Аллан Клер, — и я рассчитываю завтра утром продолжить путь. Не хотите ли быть моим проводником, дорогой Робин? Сестру я оставлю здесь, препоручив её заботам вашей матушки, а мы вернёмся завтра же вечером. Отсюда далеко до Ноттингема?

— Около двенадцати миль, — ответил Гилберт, — на хорошей лошади можно доехать меньше чем за два часа. Мне всё равно давно нужно было зайти к шерифу, так как я уже год не был у него, и я вас провожу, сэр Аллан.

— Тем лучше, поедем втроём! — воскликнул Робин.
— Нет, нет! — возразила Маргарет и, наклонившись к мужу, прошептала ему на ухо:
— И не думайте даже! Разве можно оставлять двух женщин с этим разбойником?
— Одних?! — переспросил со смехом Гилберт. — А нашего старого Линкольна, дорогая Мэгги, вы уже совсем ни во что не ставите? Да и мой верный, храбрый Ланс горло перегрызёт любому, кто посмеет только руку на вас поднять!

Маргарет бросила на юную гостью умоляющий взгляд, и Марианна решительно заявила, что если Гилберт не откажется от предполагаемого путешествия, то она тоже поедет вместе с братом.

Гилберт уступил, и было решено, что Аллан с Робином отправятся в путь с первыми лучами солнца.

Стемнело; дверь дома заперли, и все сели за стол, воздавая должное кулинарным талантам доброй Маргарет.

Главным блюдом был большой кусок зажаренного оленёнка; Робин сиял — ведь это он убил оленёнка, а Марианна соблаговолила заметить, что мясо его очень нежное на вкус.

Очаровательные юноша и девушка сидели рядом друг с другом и беседовали как старые знакомые;

Аллан с удовольствием слушал, как Гилберт рассказывает разные лесные истории, а Мэгги следила за тем, чтобы на столе всего было вдоволь.

И жилище лесника и этот вечер могло бы служить моделью для одной из картин голландской школы, в которых художник поэтизирует сцены домашней жизни (*).

                                    из историко - приключенческого романа французского писателя Александра Дюма - отца - «Робин Гуд»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) жилище лесника и этот вечер могло бы служить моделью для одной из картин голландской школы, в которых художник поэтизирует сцены домашней жизни. — Здесь, скорее всего, имеются в виду картины т. н. «малых голландцев» — голландских художников эпохи великого Рембрандта; наиболее известны из них Ян Стен (ок. 1626 – 1670), братья Адриан (1610 –1685) и Исаак (1621 – 1649) ван Остаде, а также некоторые другие. Для этих художников характерны жанровые картины, изображающие быт горожан и крестьян. Примечание редактора.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

( Художник Янссенс, Питер, прозванный Элинга. Картина «Комната в голландском доме»)

Маршрут

0