Железнодорожное
Шёл я ранним и солнечным утром,
Совсем юный ещё,паренёк,
Всё кругом было ясно и мудро:
Рельсы - вдоль,шпалы все - поперёк.
Рельсы к шпалам надёжно прибиты,
Шпалы врезались в серый песок.
Мы здоровы,одеты и сыты.
Рельсы - вдоль,шпалы все - поперёк.
И идти бы,идти бы,не маясь,
И погожий бы вроде денёк...,
Отчего я теперь сомневаюсь -
Почему шпалы все поперёк?
Стук колёс,паровоза шипенье...
Отошёл я,присел на пенёк.
Охватило меня потрясенье:
Шпалы - вдоль,рельсы все - поперёк.
Про рельсы и шпалы
Автор: Логинов Михаил
Каждое слово, употребляемое в деловом или научном языке, может быть использовано в поэзии. Но почему смысл одних и тех же слов при использовании их в поэзии и в обычном языке нередко оказывается существенно различным? Почему в поэзии возможны такие сочетания слов, которые с точки зрения логики обычного языка не имеют смысла и тем не менее не кажутся нам случай ным набором слов?
Так, например, в строфе, написанной С. Есениным:
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне..
— мы не воспринимаем две последние строки, как сообщение о том, что кто-то в весеннее утро проскакал на коне розового цвета. Точно так же слова А. Блока
И злая воля дирижёра
По арфам ветер пронесла ..
вовсе не говорят о том, что в результате волевого импульса озлобленного дирижёра в концертном зале возникли струйные течения воздуха, обдувающие арфы.
Но если «логика» поэтического языка отличается от логики обычного языка и языка науки и позволяет расширять смысл употребляемых слов, то, естественно, возникает желание понять это явление и ответить на очень старый и с первого взгляда очень простой вопрос: в чем существо этих различий? Поиски ответа на этот вопрос приводят нас на границы психологии и теории познания.
Из ощущений возникают в сознании человека отображения предметов и событий внешнего мира, которые являются для него источником сведений об этом мире. Эти отображения доставляют человеку не только информацию; кроме того, они вызывают в нем определённые эмоции и становятся истоком его внутренних переживаний. События личной или общественной жизни также вызывают определённые эмоции: радость или горе, спокойную уверенность, надежду или тревогу, а иногда чувство страха.
Конечно, не всякая информация сопровождается эмоциями. Например, практическая справочная информация, ориентирующая нас в том или ином отношении, — таблицы математических или физических величин, расписание поездов, карты шоссейных дорог, правила обращения с техническими устройствами, правила движения городского транспорта и т. п. — обычно не вызывает эмоций. Однако в подавляющем большинстве случаев восприятия элементов действительности, а также их изображения на фотографии, киноэкране, их воспроизведение в памяти или их словесное описание не только Доставляют нам информацию об этих элементах, но одновременно вызывают определённые эмоции. Всякая сколько-нибудь существенная информация окрашена эмоционально.
Таким образом, информация и эмоции соединены в сознании человека. Аккомпанемент эмоций звучит в человеке всю его жизнь. Информация, поступающая в сознание человека при восприятии предметов, внешнего мира и при восприятии событий окружающей его жизни, отображает объективные свойства действительности. Способность переживать эмоции — объективное свойство человека, но оно представляет собой внутреннее явление его психики, характеризующее его интеллект, а не внешний мир. Эмоции — это одна из форм реагирования человеческого сознания, отображающая его отношения к предметам и событиям окружающего мира. Поэтому эмоции могут заставить человека действовать, чего-то желать, к чему-то целенаправленно стремиться.
Несмотря на то что способность воспринимать информацию и способность переживать эмоции представляют собой проявления разных сторон нашего сознания, существует закономерное соответствие между содержанием той или иной информации и характером эмоций, которые в нашем сознании ассоциируются с этой информацией.
Логика поэзии (Отрывок)
Автор: Александр Рязанский Колобаев