Mysterium coniunctionis (*) : Дмитрий + Пристроенный
(*) Misterium Coniunctionis в переводе с латыни обозначает «мистическое соучастие».
Тоска проникла в его утробу,
Идущему дальним путём стал лицом подобен.
Охотник отправился к Гильгамешу,
Пустился в путь, стопы обратил к Уруку,
Пред лицом Гильгамеша промолвил, слово:
"Некий есть муж, что из гор явился,
Во всей стране рука его могуча,
Как из камня с небес, крепки его руки!
Бродит вечно по всем горам он,
Постоянно со зверьём к водопою теснится,
Постоянно шаги направляет к водопою.
Боюсь я его, приближаться не смею!
Я вырою ямы -- он их засыплет,
Я поставлю ловушки -- он их вырвет,
Из рук моих уводит зверьё и тварь степную,--
Он мне не даёт в степи трудиться!"
Гильгамеш ему вещает, охотнику:
"Иди, мой охотник, блудницу Шамхат приведи с собою
Когда он поит зверей у водопоя,
Пусть сорвёт она одежду, красы свои откроет,--
Её увидев, к ней подойдёт он --
Покинут его звери, что росли с ним в пустыне".
Шесть дней миновало, семь дней миновало --
Неустанно Энкиду познавал блудницу,
Когда же насытился лаской,
К зверью своему обратил лицо он.
Увидав Энкиду, убежали газели,
Степное зверьё избегало его тела.
Вскочил Энкиду,-- ослабели мышцы,
Остановились ноги,-- и ушли его звери.
Смирился Энкиду,-- ему, как прежде, не бегать!
Но стал он умней, разуменьем глубже,--
Вернулся и сел у ног блудницы,
Блуднице в лицо он смотрит,
И что скажет блудница,-- его слушают уши.
Блудница ему вещает, Энкиду:
"Ты красив, Энкиду, ты богу подобен,--
Зачем со зверьём в степи ты бродишь?
Давай введу тебя в Урук ограждённый,
К светлому дому, жилищу Ану,
Где Гильгамеш совершенен силой
И, словно тур, кажет мощь свою людям!"
Сказала -- ему зти речи приятны,
Его мудрое сердце ищет друга.
ЭПОС О ГИЛЬГАМЕШЕ
ТАБЛИЦА I (ОТРЫВОК)
«Образующие coniunctio факторы представляются противоположностями, как противостоящими друг другу в силу своей взаимной враждебности, так и притягивающими друг друга в в силу своей взаимной влюбленности.»
В этом предложении — суть всей книги. Речь идёт о противоположностях; о вражде, а также о любви и желании. Вот о чём я собираюсь сегодня говорить. Юнг обращается к подобным вопросам в основном с точки зрения символических образов, которые они вызывают, появляясь из бессознательного, однако я буду говорить о них с точки зрения личного, сознательного опыта.
Противоположности составляют самую основу анатомии души. Поток либидо или психическая энергия, образуется из поляризации противоположностей таким же образом, что и электрический ток между положительными и отрицательными полюсами. Так, каждый раз, когда нас влечёт к желаемому объекту или когда мы реагируем на ненавистный объект, мы оказываемся в драме противоположностей. Противоположности — истинный двигатель души, они сохраняют её живой.
Всего лишь наличие опыта привлечения к чему-либо и отторжения чем-либо не составляет сознание. Сознание требует одновременного переживания противоположностей и принятия данного опыта. И чем больше степень такого принятия, тем больше развито сознание.
Интересно обратиться к истории культуры, так как таким образом мы можем почти точно определить то место, когда факт существования противоположностей оказался записанным. Противоположности были обнаружены предшествующими Сократу философами, пифагорейцами. Я не уверен, что они точно их открыли, но они смогли установить их как важные сущности, определив таблицу из десяти пар противоположностей, считающихся в из взглядах основными.
Вот список десяти пифагорейских противоположностей, своего рода указатель, составленный в самом начале развития западного сознания. Противоположности, наиболее значимые для ранних философов таковы: предел — беспредельное, нечётное — чётное, одно — многое, правое — левое, мужское — женское, покой — движение, прямое — кривое, свет — тьма, добро — зло, квадрат — вытянутый прямоугольник.
Я считаю, что важность открытия противоположностей едва ли может быть переоценена. Противоположности, равно как и числа, немедленно оказались окружены аурой нуминозности. Они проистекали из бессознательного и туманных облаков божественного, происходящих из иного мира. То же самое можно сказать о первом открытии чисел.
«Мир должен быть разорван на куски, и противоположности должны быть разделены, дабы создать пространство, в котором может существовать человеческое сознательное эго. Это находит прекрасное выражение в древнеегипетском мифе о богине неба Нут и боге земли Гебе, изначально пребывавшим в бесконечном супружеском соединении. Но между ними встал бог Шу и оттолкнул их друг от друга, отделив небеса от земли и создав своего рода пузырь пространства, в котором мог существовать мир.»
Данный образ весьма схож с тем, что происходит с появлением любого молодого эго: ему придётся оттолкнуть то, что его стесняет и обеспечить себе место существования. Эго должно определить себя как нечто отличающееся от окружающей среды.
Отделение неба от земли: Шу поднимает Нут над Гебом.
Юное эго обязано утвердиться как нечто определенное: “Я есть это, и я не есть то”. Умение сказать “нет” представляет фундаментальное свойство начала развития эго. Однако результат этого первого шага состоит в появлении тени. Всё, что я объявляю “не мной”, уходит в тень. И рано или поздно, если психическое развитие всё - таки имеет место, придётся вновь столкнуться с отколовшейся тенью как со внутренней реальностью; и тогда встанет проблема ранее разделённых противоположностей.
Самой критической и самой ужасающей парой противоположностей мне представляется добро и зло. Самое выживание эго зависит от его отношения к данному вопросу. Для выживания абсолютно необходимо, чтобы эго переживало себя более как добро, нежели чем зло. На стороне добра, не на стороне зло должен образоваться значительный перевес. Разумеется, это объясняет создание тени, поскольку молодое эго способно вытерпеть крайне малый опыт своей собственной зловредности, не впадая в полную деморализацию. Следует учитывать и другое универсальное явление — процесс расположения зла. Зло должно быть локализовано, зафиксировано на месте и зарегистрировано как помещенное в некотором особом участке. Каждый раз, когда происходит нечто плохое, придётся установить меру вины или ответственности, если это вообще возможно. Чрезвычайно опасно обладать злом, гуляющим на свободе. Кому-то придётся лично нести бремя зла.
По мере созревания эго ситуация постепенно изменяется, и человек обретает способность справиться с задачей стать носителем зла. Уже не столь важно определить местонахождение зла где-либо ещё. Когда человек в состоянии признать зло, он начинает нести в себе противоположности, способствуя при этом созданию coniunctio.
На ранней фазе признания противоположностей перед нами предстает то, что можно было бы назвать стадией маятника. На данном этапе индивида бросает взад - вперёд между различными настроениями. С одной стороны, он испытывает неполноценность вины, а когда маятник качается в другую сторону — оптимистический подъём. Таким образом он колеблется между противоположностями, заставляя свет и тьму сменять друг друга.
Об этом явлении Юнг делает замечательное заявление в параграфе 206 «Mysterium»:
«Последовательность событий — это прелюдия, которую надо вытерпеть для того, чтобы обрести более глубокое знание их одновременности, ибо это несравнимо более сложная проблема. Опять же, мысль, что добро и зло — это находящиеся вне нас духовные силы, и что человек оказался в гуще борьбы между ними, вынести гораздо легче, чем осознание того, что противоположности являются настолько неистребимыми и обязательными условиями всей психической жизни, что жизнь уже сама по себе является виной.»
Цитата, возможно, даст вам некоторое представление о степени серьёзности тщательного рассмотрения проблемы противоположностей. Не считаю преувеличением сказать, что понимание противоположностей даёт ключ к психике — однако опасный ключ, поскольку приходится иметь дело с элементарным механизмом души. Если машина разобрана на части, можно и не собрать её вновь. Тем не менее, побуждение к индивидуации может потребовать от индивида пуститься в это рискованное предприятие, что в случае успеха предполагает возможность роста сознания.