Технические процессы театра «Вторые подмостки»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Мальчик

Сообщений 1 страница 11 из 11

1

Суета сует для маленького абьюзера

Второгодник Зубков сел на последний ряд, за синюю парту,
В окно светило солнце уже достаточно ярко,
Ему сказала Марья Никитична: пересядь поближе!
Зубков ответил: я вблизи хуже вижу.

Учительница сказала: ну что ж, доставай свои тетради!
Зубков ответил, со свойственным ему пиететом: чего ради?
Марья Никитична решила, что с ним воевать бесполезно,
А Зубков стал ковырять парту самодельным ножиком железным.

- Перестань ковырять! - сказала яростно Марья Никитична,
Зубков сказал: указывать другим на грехи не этично.
Вот вы, из меня все хотите сделать человека,
А что он такое? Форма, отражающая стремление века!

Всё есть суета, не в знаньях громоздких комфорт,
А когда на душе соловей майский поёт!
Учительница сказала: Зубков! Влюбился ты, что ли?
Зубков отвечал: влюбился, и съел пуд соли.

Все расселись за парты, дренькнул звонок.
Ну что ж, сказала Марья Никитична, не хочешь к доске, Зубков?
Зубков сказал: нет, мне сегодня это опасно,
На солнце, я слышал, магнитные бури разыгрались страстно!

- Иди, Зубков, не смеши всех оправданьями собственной лени!
- Марья Никитична, важно ведь понять: человек - часть Вселенной!
Вот мы здесь сидим, а Земля летит в бесконечности,
И наши тела старятся, от осознания собственной недолговечности.

Вот вы хихикаете, мелюзга, а это ведь неразумно:
Смертность своего бытия не видит только безумный.
Жаль тратить время на решенье ничтожных задачек,
Тем более, что я ещё в том году скурил свой задачник...

Пока Зубков говорил, он достиг наконец доски,
Смерил взглядом спокойным агрессивных формул значки.
Класс ему подсказывать стал, быстро ситуацию осознав,
Но он сделал жест рукой и сказал: спокойствие, мелюзга.

Так он стоял, пока шёл урок, обкусывая мел,
Но ни одного примера решить не сумел.

                                                                                                                      Второгодник
                                                                                          Источник: ВК «Стихотворение одного поэта»

Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всём белом свете.

Почему?

Да потому, что, между нами говоря, Иван не любит учиться, и жизнь для него – сплошная мука.

Представьте себе крепкого, рослого мальчишку с наголо остриженной и такой огромной головой, что не всякая шапка на неё налезет.

И этот богатырь учится хуже всех в классе.
А, честно говоря, учится он хуже всех в школе.

Обидно?
Ещё как!

Кому обидно?
Да всему классу!

Да всей школе обидно!

А Ивану?
А ему хоть бы хны!

Вот так тип!

В прошлом году играл он в белого медведя, целый день на четвереньках ходил по снегу – заболел воспалением лёгких. А воспаление лёгких – тяжёлая болезнь.

Лежал Иван в постели еле живой и хриплым голосом распевал:

Пирамидон - мидон - мидон!
Аспирин - пирин - пирин!
От лекарства пропаду - ду - ду!
Только в школу не пойду - ду - ду!

Долго лежал Иван. Похудел. И едва выпустили его на улицу, он давай кота Бандюгу ловить: хотел дрессировкой подзаняться. Бандюга от него стрелой, Иван за ним, поскользнулся – руку вывихнул и голову чуть не расколол.

Опять его в постель, опять он еле живой, опять хриплым голосом поёт, распевает:

На кровати я лежу - жу - жу!
Больше в школу не хожу - жу - жу!
Лучше мне калекой быть - быть - быть!
Лишь бы в школу не ходить - дить - дить!

Хитрый человек этот Иван Семёнов! Уж совсем поправился, а как врач придёт, Иван застонет, глаза закатит и не шевелится.

– Ничего не могу понять, – растерянно говорит врач, – совершенно здоровый мальчик, а стонет. И встать не может. Ну - ка, встанем!

Иван стонет, как раненый на войне, медленно опускает ноги с кровати, встаёт.

– Вот и молодец, – говорит врач. – Завтра можешь идти в школу.

Иван – хлоп на пол. Только голова состукала.

Его обратно в кровать.

А план у Ивана был простой – болеть как можно дольше. И всех бы он, Иван Семёнов, перехитрил, если бы не муха.

Муха, обыкновенная муха подвела Ивана.

Залетела она в комнату и давай жужжать. Потом давай Ивану на нос садиться. Он её гонял, гонял – никакого результата. Муха оказалась вредной, ехидной и ловкой.

Она жужжит.
Иван чуть не кричит.

Извела муха Ивана.
И спокойненько уселась на потолок.

«Подожди, – решил Иван, – сейчас я тебе напинаю».

Он подтащил стол, на стол поставил стул, взял полотенце, чтобы прихлопнуть муху, и – залез.

А муха улетела.

Иван от злости давай по потолку полотенцем хлопать!

Вспотел даже.

В это время в комнату вошёл врач. Ну и попало Ивану, невезучему человеку, так попало, что с тех пор он мух бьёт кулаком, да изо всех сил!

ОСТАВИЛИ ИВАНА во втором классе.

                                        из юмористической повести Льва Давыдычева - «Жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»

Мальчик

0

2

Я садовником родился, Не на шутку рассердился .. (©)

Я принц, и конь ретивый мой отважно,
   копытом бьёт, ему бы прямо в бой.
С драконом, с великаном ли, не важно,
   в любую битву, он готов со мной.

Принцессу вызволять из заточения,
   сквозь пламя, ров опасный переплыть,
На всё готов мой конь без промедления,
   героем хочет, даже он побыть.

                                                             Спасти принцессу (отрывок)
                                                                   Автор: Ната Калина

Мальчик

10 Фантом Буздалова (отрывок)

Теперь мы висели один на один, с глазу на глаз, не на жизнь, а на смерть. Он висел ровно и немигающим глазом глядел прямо перед собой, производя впечатление человека, способного с лёгкостью провисеть жизнь.

Я тоже висел – несгибаемый, с бесстрастным лицом. Я знал: если я упаду – меня ждёт бесславный конец.

Как-то у нас по природоведению была контрольная на тему человека. Мы проходили голову, скелет, лопатки, зубы, уши… Все хохотали я не знаю как! А Маргарита Лукьяновна сказала:

– Кому смешно, может выйти посмеяться за дверью.

И прицепилась именно ко мне.

– Антонов, – говорит она, – ты знаешь, где у человека что?

А я смеюсь, не могу остановиться. Такая чертовская вещь этот смех. Его нельзя сдержать, можно только напрячься, но в этом случае я за себя не ручаюсь.

– Антонов, – сказала Маргарита Лукьяновна. – Я ясно вижу твоё будущее. Ты никогда не принесёшь пользу родине. И не достигнешь никаких высот. Ты будешь есть из плохой тарелки дырявой ложкой, спать на диване с клопами и в пьяной драке зарежешь товарища.

Вообще уже учителя дошли!

Им даже в голову не приходит, что такой двоечник, как я, может стать садовником. Ведь стать садовником – никаких дипломов не нужно. Садовником в красных кедах, окучивающим пионы, в кепке и с бакенбардами.

Откуда ей знать, что я сам всех боюсь?

Если я вижу жужелицу в книге, мне кажется, что она меня уже укусила. Когда я был маленький и видел много людей, и что все они идут куда-то, мне казалось, что все они идут убивать дракона.

И вот теперь он – Буздалов. О нем во дворе ходили страшные слухи.

Видишь – трава примятая? – говорили жильцы. – Здесь Буздалов сидел в одном шерстяном носке и из-за куста подслушивал чужие разговоры.

– Видишь перья? – говорили они. – Это Буздалов ворону съел.

Буздалов – ногти не стриженые, зубы не чищеные, голова как бицепс на плечах, а первое слово, которое он сказал в своей жизни, – «топор».

Как-то Буздалов допрыгался: ему выбили зуб, а через неделю на этом месте у него вырос новый зуб – золотой.

Я чуть не умер от страха, когда он погнался за мной – хотел пригробить. Но я отвлёк его разговором.

Папа говорит:

– Мой Андрюха хотя и двоечник, но очень способный. Я его отдам в английскую школу, и в музыкальную, и в фигурное катание.

А мама:

– Какое фигурное катание? Ему надо учиться лупасить хулиганов! Нельзя в наше время быть тютей и мокрой курицей.
– Люся, Люся! – отвечал папа. – У каждого из нас есть свой ангел - хранитель. И если кто-то не слышит шороха его крыльев, то это у него с ушами что-то, а не означает, что его нет.
– Но на всякий случай, – говорила мама, – ты должен воспитывать в Андрюне храбрость.

А папа отвечал:

– Я и сам-то не очень храбрый. Я научу нашего сына великому искусству убегать. Ты знаешь, Люся, когда надо убегать? За пять минут до того, как возникнет опасность.
– А если с ним будет девушка? – сказала мама. – И на эту девушку в тёмном переулке накинется головорез?

Я сразу представил себе: ночь, ветер тёплый, совсем не пронизывающий, я и моя девушка возвращаемся из ресторана.

– Это какое созвездие, Андрей? – спрашивает девушка.
– Это Большая Медведица, дорогуша, – отвечаю я.

И тут появляется Буздалов с чугунным утюгом. И перед носом у моей девушки демонстративно накачивает мышцы шеи.

Хорошее дело, – говорит он, – мускулы качать. Благородное. Ни о чём не думать, только качать и качать. А потом их взять как - нибудь однажды и использовать!..

Я бы дал тягу, но моя девушка – нескладная, неуклюжая, ей не унести ноги от Буздалова. Если я убегу, он стукнет её утюгом и съест, как ворону.

– Я должен спасти свою девушку, – сказал я.

И папа сказал:

– Да, ты должен её спасти.

И он повёл меня в секцию боевых китайских искусств при ЖЭКе.

В одну вошли дверь – там арбузы продают. В другом помещении встретил нас физкультурник. Сам красный, с красными руками, такой пупок у него мускулистый. Тренер ушу Александр Алексеевич.

Потные, красные, толпились вокруг него воспитанники. Особенно кто прошёл курс, тот выглядел, конечно, смачно. Мы как взглянули с папой – такие лица, такая речь там слышится – нам сразу захотелось домой.

Но моя перетрусившая девушка, похожая на пингвина, стояла у меня перед глазами, а злоумышленник Буздалов занёс над нею свой утюг.

– Я остаюсь, – сказал я папе.

А папа сказал тренеру:

– Друг! Возьми моего сына в обучение. А то что у нас за семья? Мать больная, прикована к постели – у неё ангина. Я – ты видишь – сутулый, сухощавый. Пусть хоть сын у нас будет громила.

С этими словами папа внёс за меня деньги и пошёл покупать арбуз.

– Китайская борьба ушу, – начал Александр Алексеевич, когда мы набились в физкультурный зал, – учит избавляться от образа врага. Достаточно представить его себе в деталях, или, как мы – мастера ушу это называем, – создать фантом.

Я отвернулся и стал смотреть в окно. Какое дуб необычайное дерево! Не липа, не тополь, чего в городе полно. А именно дуб! И желуди – я их всегда собираю. Это всё равно как бесплатный подарок.

– Вот он стоит перед тобой – твой враг, – сказал Александр Алексеевич. – И бой с ним лёгок, как щелчок пальцев.

А я думал: «Чего слоны не стесняются без штанов ходить? Такие же люди, только жирные».

– Вы должны всё вложить в свой удар, – настаивал Александр Алексеевич. – В бою, говорят китайцы, участвуют даже мышцы уха, хотя в ухе мышц нет!..

А я не понимаю, как может захотеться ударить человека? И также я не представляю, как это может чесаться хвост?

– Присел! – вдруг крикнул Александр Алексеевич. – Чем ниже присядешь, тем ты недосягаемей. Стальной кулак! Удар!!!

По команде мастера секция боевых китайских искусств ринулась поражать образ своего врага. Тысячу синяков им насажали и миллион подглазников.

                                                                              из сборника смешных рассказов Марины Москвиной - «Моя собака любит джаз»

Мальчик

0

3

Мама всегда здесь

Тяжёлый материал.

Ночь. Воздушная тревога.
Как страшен мессершмитов вой.
Зенитки наши бьют, но самолётов много -
Нам не заснуть. Идёт неравный бой.
Мы переходим на одну кровать,
А мама к нам садится в ноги,
"Убьют, так вместе, - говорит, - давайте ждать"
Но вот по радио отбой тревоги.
Вдруг братик говорит: "Я есть хочу,
Мам, дай хоть крошечку от завтрашнего пая"
"Тот хлеб на завтра, трогать не могу"
А он всё просит, не переставая:
"А если немец бомбой нас убьёт,
И хлеб останется лежать в буфете?"
А мама: "Ну а если не убьёт,
Где хлеб я вам возьму на завтра, дети?
Тот хлеб на завтра. Не могу. Не дам".
К груди она прижала крепко брата,
И слёзы покатились по щекам.
Как будто перед нами виновата.

                                                               Стихотворение девочки блокадного Ленинграда
                                                                      Автор:  Н.В. Спиридонова (Кулакова)

Мальчик

Глава 4 (отрывок)

Вначале все очень боялись бомбёжек. Едва объявлялась воздушная тревога, как толпы людей с баулами, чемоданами, узлами, одеялами и подушками валили в бомбоубежища и терпеливо, часами, готовы были отсиживаться там, ожидая отбоя.

(Страшные, надрывные, античеловеческие какие-то завывания сирен тревоги и такие весёлые, торжественные, победительные фанфары отбоя… И торжественный, победный голос диктора: «Отбой воздушной тревоги! Отбой воздушной тревоги!» Словно это была последняя воздушная тревога в его жизни.)

Но уже осенью в бомбоубежища спускаться перестали, далеко, хлопотно да и опасно, как выяснилось: из уст в уста передавались страшные истории о людях, засыпанных разбомбленными домами, – о задохнувшихся, об утонувших в извержениях прорвавшейся канализации…

Лучше уж сразу, чем так-то мучиться, – решил народ.

Теперь во время тревоги жильцы просто выходили на лестницу и там сидели, стояли, ждали конца в свете синих ламп (которые якобы не видны были лётчикам сверху).

А ближе к зиме и на лестницы выходить перестали.

Мальчик спал на сундуке в прихожей, и просыпался иногда от далёких бомбовых ударов, и тогда слышал характерный ЗВЕНЯЩИЙ гул немецких самолётов, и свист очередной бомбы, и очередной глухой удар, и ощущал, как дом медленно, трудно пошатывается вперёд - назад всем своим телом, – и засыпал снова, не дождавшись отбоя.

Однажды они с мамой возвращались вместе из райжилотдела и шли по обширному пустырю (по тому самому, по которому мальчик ковылял и сейчас, но тогда они шли в обратном направлении, домой).

Время было примерно это же, и шёл обычный артобстрел, но это не волновало и не беспокоило их – они были вместе, и они шли домой, и у мамы в сумке было вкусненькое – стеклянная баночка с отварной чечевицей.

Они услышали отдалённый разрыв где-то слева, но не обратили на него никакого внимания и успели сделать после него ещё несколько шагов, как вдруг послышался новый незнакомый звук – странный железный нарастающий шелест.

Этот шелест мгновенно надвинулся на них и вдруг прекратился сильным ударом, от которого дрогнула мостовая под ногами, и что-то большое, чёрное, стремительное, возникнув у обочины слева от них, гигантской страшной лягушкой в два тяжёлых (земля каждый раз вздрагивала) прыжка пересекло дорогу в полуметре перед ними, нырнуло в сугроб справа и там, коротко и злобно зашипев, исчезло в снегу.

Они остановились. Мама вся словно окаменела, а мальчик, мгновенно сообразив что к чему, кинулся в сугроб и быстро выволок на свет божий осколок.

Осколок был мировой – огромный, чёрный - синий - жёлтый, переливающийся цветами побежалости, колючий, тяжёлый и ещё горячий. Это был осколок высокой ценности!

Но мама отобрала его у мальчика и с ненавистью забросила снова в сугроб.

Маме никогда не нравилась эта, осенью появившаяся у мальчишек (которые были тогда ещё все живы и даже не слишком голодны) повальная страсть собирать и коллекционировать разные осколки. Они немножко повздорили с мамой из-за этого осколка…

Но что было бы, если бы они успели сделать ещё один шаг – до разрыва, до железного шелеста, до первого удара по земле?

Всего один шаг!..

Конечно, осколок не убил бы их сразу, но он переломал бы им ноги, обоим… А это тоже была бы смерть, только медленная.

***

Когда мальчик ворвался в ту комнату «жилотдела», где обычно находилась мама, мамы там не было – на её месте, укутанная во множество платков, сидела незнакомая белёсая старуха.

Мальчик спросил и не услышал своего голоса. Старуха поглядела на него провалившимися глазами, покачала шерстяным кочном своих платков: «Нет, – сказала она. – Давно уж как ушла…»

Мальчик знал это и раньше, мальчик ждал этого с самого начала, но всё равно у него случилось что-то вроде выпадения памяти.

Он больше не запомнил ничего – до того момента, как оказался на Финляндском проспекте и обнаружил, что решил, оказывается, пройти к дому через дворы.

Какая-то надежда, видимо, продолжала в нём жить. Тлела. Побуждала двигать ногами. Что-то ещё и зачем-то решать… Может быть, эта надежда и была сама жизнь?

Солнце пока не зашло за дома, но длинные тени легли на белый снег, и от этого, казалось, стало ещё холоднее.

Он прошёл через дворы, и никто не встретился ему там, снег здесь превратился в жёлтые наледи мочи, чёрные головешки заледеневшего кала рассыпаны были повсюду, так что невозможно было выбрать, куда ступить.

Он и не выбирал. Ему было всё равно.

Вдруг он вспомнил женщину с жёлтым лицом и красный кулёк рядом с нею – вспомнил, что на обратном пути увидел их снова, с ними всё было по-прежнему, только кулёк уже больше не шевелился. Это была его судьба… его ближайшее будущее…

Он был уже рядом с дверью чёрного хода, когда откуда-то справа – из заброшенной прачечной?

– наперерез ему, неестественно быстро (в этом городе люди не умеют перемещаться так быстро) надвинулся чёрный, очень страшный и очень опасный человек – в тулупе с поднятым воротником, шапка – со свободно болтающимися ушами, а в руке – топор, и этот топор он нёс, выставив его перед собой, словно хотел сунуть его кому-то в лицо…

И совершенно ясно было, что в лицо – мальчику.

Кому же ещё? Больше вокруг никого и не было.

Мальчик замер и обмер.

Человек был уже рядом с ним и над ним – убийца с оскаленными зубами, в круглых очках, страшный, и самое страшное было, что из оскаленного рта у него пар – не шёл…

Мальчик упал на спину.

Он ещё падал, когда с головой убийцы вдруг что-то произошло.

Голова у него стала вдруг расти, раздаваться во все стороны, красные трещины появились в морщинистом лице, слетели с носа и куда-то пропали очки, лицо раскололось, брызнуло в стороны красным, жёлтым, белым – и мальчик перестал видеть…

Очнувшись, он обнаружил над собой старуху, закутанную так, что ни глаз, ни лица вообще у неё не было, а только торчали из тёмной дыры между шерстяным платком и заиндевелым воротником какие-то рыжие клочья.

Старуха эта тыкала в него палкой с резиновым наконечником и бубнила въедливо: «Вставай давай… Живой? Так и вставай тогда… Сам вставай, сам… подымайся…»

Он поднялся кое - как, держась за стену, и, пока он поднимался, рядом образовался ещё один закутанный человек – то ли старик, то ли ещё одна старуха, но с ведром, и эти двое принялись невнятно и в то же время визгливо обмениваться бессмысленными фразами.

У них получалось из разговора так, что вот, пожалуйте вам, вышел человек во двор дров наколоть, а его осколком и срезало – голову совсем оторвало, осколком этим, ничего не осталось…

Страшный человек лежал тут же, на спине, раскинув руки с окостенелыми голыми пальцами, и топор его валялся неподалёку среди жёлтых разводов заледеневшей мочи и замёрзших какашек… а головы у него действительно теперь совсем не было – какой-то белёсо - кровавый, мокро поблескивающий блин был у него вместо головы…

Старухи всё продолжали скрежетать и бормотать, их сделалось уже трое – третья была с красной повязкой.

Мальчик хотел сказать им, что всё было не так: не было никакого осколка и, главное, человек этот вышел не дрова колоть (где вы здесь видите дрова?), он вышел меня убить и съесть, он – людоед…

Но ничего этого мальчик говорить не стал, он вспомнил про маму и бросился в дверь чёрного хода, под лестницу, на заледенелый кафель вестибюля, и там, как в прекрасном волшебном сне, увидел маму, бегущую от парадной двери к нему навстречу…

И весь этот мёртвый, гнусный, безжалостный, загаженный, злобно - равнодушный и остервенело - оскаленный мир – стал сразу же нежен, ласков и бесконечно прекрасен…

Главу о блокадном мальчике он закончил примерно так.

Уже поздний вечер. Тьма. Тишина. Потрескивают и свистят угли в плите. Тепло. Вздрагивает слабенький огонёк коптилки.

Мальчик сидит на своём месте за кухонным столом, смотрит в этот огонёк, ни о чём не думает и очень медленно, по одной штучке за раз, ест варёные соевые бобы, положенные в блюдечко перед ним.

Подолгу жуёт. Чмокает. Он прекрасно знает, что жевать надо с закрытым ртом, но нарочно жуёт с открытым – так гораздо вкуснее.

Мама сидит тут же, рядом, справа. Мальчик не видит её, он смотрит на жёлтенький язычок коптилки, но он знает, что она здесь, а значит, всё – хорошо, и будет хорошо, и нет ни страха, ни мрака, ни смерти в этом мире…

«Он счастлив. Он вообще – счастливый мальчик. Ведь он ничегошеньки не знает – ни плохого, ни хорошего.

            из научно - фантастического романа Бориса Стругацкого (опубликованного  под псевдонимом С. Витицкий) - «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»

Мальчик

0

4

Лабубу

Я чувствую, что этот персонаж рос вместе со мной. Раньше я просто думал о ней как об озорной и взбалмошной, но теперь я вижу, что она проявляет гораздо более спокойные и дружелюбные качества.

                                                                                                                                                                      -- Касинг Лунг, творческий Папа Лабубу

Проснулся утром,
вышел во двор,
Весь город шепчет:
"Лабубу, Обзор!"
Какого цвета попадётся
И как по имени зовётся?

Припев
Ой, Лабубу, сенсация дня!
Boom, boom!
Дети сошли с ума от тебя!
Boom, boom!
Кто больше соберёт?
И какого внутри найдёт?
За Лабубу весь город идёт!
Бегут, ищут, кричат: "Ты мой!"
Ох, Лабубу, вот это "герой"!

Под стол заглянул,
проверил ковёр,
В карманах у папы,
ничего не нашёл!
Нужна коллекция!
Всех имён и цветов!
Вот жёлтый нашёлся!
А где синий? Ну вот...

                                           Вокруг Лабубу (отрывок)
                                       Автор: Элеонора Костырева

Короткие зарисовки

0

5

И было честное слово

Я жил, любил, размахивал мечом…
А годы шли, и каждый день и час -
Она стояла за моим плечом,
Сверля затылок взглядом чёрных глаз.

Я делал вид, что мне всё нипочём,
Что девять жизней у меня запас,
Глядел вперёд и вверх, за окоём… (*)
Сегодня обернулся в первый раз.

… Милее губ невесты молодой,
От страсти изнывая и томясь,
Воронка, пропасть, алчное ничто,
Зовущий чёрный трепетный цветок,
Как сам соблазн, притягивает нас.

                                                                      Цветок погибели
                                                              Автор: Никита Кардашёв
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(*) Глядел вперёд и вверх, за окоём - «Окоём» — устарелое поэтическое слово, которое означает «пространство, которое можно окинуть взглядом», «горизонт».
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЕСЛИ БЫ БОЛЕЗНИ БЫЛИ ЛЮДЬМИ ПО ВЕРСИИ НЕЙРОСЕТИ

! в тексте встрачаются неприятные, в физиологическом отношении, моменты !

— Доктор, позволь мне умереть.

Я оглядываюсь; никто этого не слышал; родители стоят молча, понурясь и ждут моего приговора; сестра принесла стул для саквояжика.

Я открываю его и роюсь в инструментах; мальчик поминутно тянется ко мне рукой с кровати, напоминая о своей просьбе; я беру пинцет, проверяю его при свете свечи и кладу обратно.

«Да, — думаю я в кощунственном исступлении, — именно в таких случаях приходят на помощь боги, они посылают нужную тебе лошадь, а заодно впопыхах вторую, и уже без всякой нужды разоряются на конюха...»

И только тут вспоминаю Розу; что делать, как спасти её, как вытащить из-под этого конюха — в десяти милях от дома, с лошадьми, в которых сам чёрт вселился?

С лошадьми, которые каким-то образом ослабили постромки, а теперь неведомо как распахнули снаружи окна; обе просунули головы в комнату и, невзирая на переполох во всём семействе, разглядывают больного. «

Сейчас же еду домой», — решаю я, словно лошади меня зовут, но позволяю сестре больного, которой кажется, что я оглушён духотой, снять с меня шубу.

Передо мной ставят стаканчик рому, старик треплет меня по плечу — столь великая жертва даёт ему право на фамильярность.

Я качаю головой; от предстоящего разговора с этим утлым старичком меня заранее мутит; только поэтому предпочитаю я не пить.

Мать стоит у постели и манит меня; я послушно прикладываю голову к груди больного, — между тем как одна из лошадей звонко ржёт, задрав морду к потолку, — и мальчик вздрагивает от прикосновения моей мокрой бороды.

Всё так, как я и предвидел: мальчик здоров, разве что слегка малокровен, заботливая мамаша чересчур усердно накачивает его кофе; тем не менее он здоров, следовало бы тумаком гнать его из постели.

Но я не берусь никого воспитывать, пусть валяется! Я назначен сюда районными властями и честно тружусь, можно даже сказать — через край. Хоть мне платят гроши, я охотно, не щадя себя, помогаю бедным.

А тут ещё забота о Розе, мальчик, пожалуй, прав, да и мне впору умереть.

Что мне делать здесь этой нескончаемой зимой?!

Лошадь моя пала, и никто в деревне не одолжит мне свою. Приходится в свинарнике добывать себе упряжку; не подвернись мне эти лошади, я поскакал бы на свиньях.

Вот как обстоит дело! Я киваю семейству.

Они не знают о моих горестях, а расскажи им — не поверят.

Рецепты выписывать нетрудно, трудно сговориться с людьми.

Что ж, пора кончать визит, снова меня зря потревожили, ну да мне не привыкать стать, при помощи моего ночного колокольчика меня терзает вся округа, а на этот раз пришлось поступиться даже Розой, этой милой девушкой, — сколько лет она у меня в доме, а я её едва замечал — нет, эта жертва чересчур велика, и я пускаю в ход самые изощрённые доводы, чтобы как-то себя урезонить и не наброситься на людей, которые при всём желании не могут вернуть мне Розу.

Но когда я захлопываю саквояжик и кивком прошу подать мне шубу, между тем как семейство стоит и ждёт — отец обнюхивает, стаканчик рома, он всё ещё держит его в руке, мать, по-видимому глубоко разочарованная — но чего, собственно, хотят эти люди? — со слезами на глазах кусает губы, а сестра помахивает полотенцем, насквозь пропитанным кровью, — у меня возникает сомнение, а не болен ли в самом деле мальчик?

Я подхожу, он улыбается мне навстречу, словно я несу ему крепчайшего бульону, — ах, а теперь заржали обе лошади, возможно, они призваны свыше наставить меня при осмотре больного — и тут я вижу: мальчик действительно болен.

На правом боку, в области бедра, у него открытая рана в ладонь величиной.

Отливая всеми оттенками розового, тёмная в глубине и постепенно светлея к краям, с мелко - пупырчатой тканью и неравномерными сгустками крови, она зияет, как рудничный карьер.

Но это лишь на расстоянии.

Вблизи я вижу, что у больного осложнение. Тут такое творится, что только руками разведёшь.

Черви длиной и толщиной в мизинец, розовые, да ещё и вымазанные в крови, копошатся в глубине раны, извиваясь на своих многочисленных ножках и поднимая к свету белые головки.

Бедный мальчик, тебе нельзя помочь!

Я обнаружил у тебя большую рану; этот пагубный цветок на бедре станет твоей гибелью.

Всё семейство счастливо, оно видит, что я не бездействую; сестра докладывает это матери, мать — отцу, отец — соседям, видно, как в лучах луны они на цыпочках, балансируя распростёртыми руками, тянутся в открытые двери.

— Ты спасёшь меня? — рыдая, шепчет мальчик, потрясённый ужасным видом этих тварей в его ране.

Таковы люди в наших краях.

Они требуют от врача невозможного.

Старую веру они утратили, священник заперся у себя в четырёх стенах и рвёт в клочья церковные облачения; нынче ждут чудес от врача, от слабых рук хирурга.

Что ж, как вам угодно, сам я в святые не напрашивался; хотите принести меня в жертву своей вере — я и на это готов; да и на что могу я надеяться, я, старый сельский врач, лишившийся своей служанки?

Все в сборе, семья и старейшины деревни, они раздевают меня; хор школьников во главе с учителем выстраивается перед домом и на самую незатейливую мелодию поёт:

Разденьте его, и он исцелит,
А не исцелит, так убейте!
Ведь это врач, всего лишь врач...

И вот я перед ними нагой; запустив пальцы в бороду, спокойно, со склонённой головою, гляжу я на этих людей.

Ничто меня не трогает, я чувствую себя выше их и радуюсь своему превосходству, хоть мне от него не легче, так как они берут меня за голову и за ноги и относят в постель.

К стене, с той стороны, где рана, кладут меня.

А потом все выходят из комнаты; дверь закрывается; пение смолкает; тучи заволакивают луну; я лежу под тёплым одеялом; смутно маячат лошадиные головы в проёмах окон.

— Знаешь, — шепчет больной мне на ухо, — а ведь я тебе не верю. Ты такой же незадачливый, как я, ты и сам на ногах не держишься. Чем помочь, ты ещё стеснил меня на смертном ложе! Так и хочется выцарапать тебе глаза.
— Ты прав, — говорю я, — и это позор! А ведь я ещё и врач! Что же делать? Поверь, и мне нелегко.
— И с таким ответом прикажешь мне мириться? Но такова моя судьба — со всем мириться. Хорошенькой раной наградили меня родители; и это всё моё снаряжение.

— Мой юный друг, — говорю я, — ты не прав; тебе недостаёт широты кругозора. Я, побывавший у постели всех больных в нашей округе, говорю тебе — твоя рана сущий пустяк: два удара топором под острым углом. Многие бы с радостью подставили бедро, но они только смутно слышат удары топора в лесу и не приближаются.
— Это в самом деле так или я брежу? Ты не обманываешь больного?
— Это истинная правда; возьми же с собою туда честное слово сельского врача.

                                                                                                                                                        из рассказа Франца Кафки - «Сельский врач»

( кадр из фильма «Дневник сельского священника» 1950 )

Мальчик

0

6

А кто будет смеяться .. тот просто мне завидует (или история почти по Тимати .. про завидуют .. по Тимати)

В тренде сейчас – знакомство в сети,
Что экономит и нервы, и средства,
Алла уверена, есть мужики,
Кто разглядят, что она им – невеста.

Ей надоело жить в одиночестве,
Ведь все подруги по паром давно,
И на раскладе в случайном пророчестве,
Алла узнала, что ей суждено:

Выйти в ближайшее время в супруги,
Муж ей достойный идёт по судьбе,
Карты таро развязали ей руки,
Сложно не верить такой ворожбе!

Инна соседка, вон, вышла за Толю,
Он оказался нормальный мужик,
В Тиндере с ним познакомилась, что ли,
Или на Мамбе случайно возник.

Катя с работы помолвлена тоже
Правда, с Мухамедом издалека,
Но, уверяет, что он ей поможет
Выйти из жизненного тупик
а.

Алла на Тиндер, как на работу,
Ходит упорно и верит в судьбу,
В сердце надежда, что эта охота
В ЗАГС приведёт её в этом году.

                                                              Женщина с опытом (отрывок)
                                                                Автор: Виолетта Якунина

Жил - был старый поэт, такой настоящий хороший старый поэт.

Раз вечером сидел он дома, а на дворе разыгралась ужасная непогода.

Дождь лил как из ведра, но старому поэту было так уютно и тепло возле печки, где ярко горел огонь и, весело шипя, пеклись яблоки.

— Бедные те, кто мокнет сейчас под дождём — сухой нитки на них не останется! — сказал он, потому что он был очень добрый поэт.
— Впустите, впустите меня! Я озяб и весь промок! — закричал за дверями ребёнок.

Он плакал и стучал в дверь, а дождь так и лил, ветер так и бился в окошки.

— Бедняжка! — сказал старый поэт и пошёл отворять двери.

За дверями стоял маленький мальчик, совсем голенький.

С его длинных золотистых волос стекала вода, он дрожал от холода; если бы его не впустили, он бы, наверное, не вынес такой непогоды.

— Бедняжка! — сказал старый поэт и взял его за руку. — Пойдём ко мне, я обогрею тебя, дам тебе винца и яблоко; ты такой хорошенький мальчуган!

Он и в самом деле был прехорошенький — глазёнки у него сияли как две звёздочки, а мокрые золотистые волосы вились кудрями — ну, совсем ангелочек! — только он весь посинел от холода и дрожал как осиновый лист.

В руках у него был чудесный лук; да вот беда — он весь испортился от дождя, краски на длинных стрелах совсем полиняли.

Старый поэт уселся возле печки, взял малютку на колени, выжал его мокрые кудри, согрел ручонки в своих руках и вскипятил ему сладкого вина.

Мальчик оправился, щёчки у него зарумянились, он спрыгнул на пол и стал плясать вокруг старого поэта.

— Ишь ты, какой веселый мальчуган! — сказал старик - поэт. — А как тебя зовут?
— Амур! — отвечал мальчик. — Ты разве не знаешь меня? Вот и лук мой. Я умею стрелять! Посмотри, погода разгулялась, месяц светит.
— А лук-то твой испортился! — сказал старый поэт.
— Вот было бы горе! — сказал мальчуган, взял лук и стал его осматривать. — Он совсем высох, и ему ничего не сделалось! Тетива натянута как следует! Сейчас я его попробую.

И он натянул лук, положил стрелу, прицелился и выстрелил старику - поэту прямо в сердце!

— Вот видишь, мой лук совсем не испорчен! — закричал он, громко засмеялся и убежал.
— Нехороший мальчик! Выстрелить в старого поэта, который впустил его к себе, обогрел и приласкал, дал ему чудесного вина и самое лучшее яблоко!

Добрый старик лежал на полу и плакал; он был ранен в самое сердце. Потом он сказал:

— Фи, какой нехороший мальчик этот Амур! Я расскажу о нём всем хорошим детям, чтобы они береглись, не связывались с ним, — он и их обидит.

И все хорошие дети — и мальчики и девочки — стали остерегаться злого Амура, но он всё - таки умеет иногда обмануть их: такой плут!

Идут себе студенты с лекций, и он рядом; книжка под мышкой, в чёрном сюртуке, и не узнаешь его!

Они думают, что он тоже студент, возьмут его под руку, а он и пустит им в грудь стрелу.

Идут тоже девушки от священника или в церковь — он уже тут как тут; вечно он преследует людей!

А то заберётся иногда в большую люстру в театре и горит там ярким пламенем; люди-то думают сначала, что это лампа, и уж потом только разберут в чём дело.

Бегает он и по королевскому саду и по крепостному валу!

А раз, так он ранил в сердце твоих родителей! Спроси-ка у них, они тебе расскажут.

Да, злой мальчик этот Амур, никогда не связывайся с ним!

Он только и делает, что бегает за людьми. Подумай, раз он пустил стрелу даже в твою старую бабушку!

Было это давно, давно прошло и быльём поросло, а всё - таки не забылось, да и не забудется никогда!

Фи! Злой Амур!

Но теперь ты знаешь о нём, знаешь, какой он нехороший мальчик!

                                                    сказка Ганса Христиана Андерсена - «Нехороший мальчик» (также «Скверный мальчишка»)

Мальчик

0

7

Палаты !! для Шах - Задэ с окном на солнечную сторону

Солнце поднималось всё выше и выше. Кустик полыни застыл метёлочкой, не отбрасывая от себя тени. Промелькнула ящерица, царапая песок коготочками, и вновь всё замерло, погрузившись в густую жаркую тишину, только под тяжёлыми ботинками Сухова равномерно шуршал песок.

                                                          -- Рустам Ибрагимбеков, Валентин Ежов - киноповесть «Белое солнце пустыни» (Цитата)

Меня разбудила кукуха
Примерно в 5:30 утра,
Сказала:"Прости, брат Петруха,
Пора мне лететь со двора!"

Спросони я как-то не понял,
Чего она там говорит.
"Оставь меня, птаха, в покое,
Не видишь, хозяюшко спит!"

Ну так и заснул перманентно,
Хотя и не ведаю - "КАК"?
Проснулся я, уно - моменто!
"7:30" - дрожало в руках.

Дрожали и руки, и ноги,
И даже домашняя жизнь,
Проснулся в поту алкоголик:
"Что, утро? Ну значит держись!"

Держись за оборванный воздух,
Держись за написанный стих,
Пока не заметишь, что возле
Сидит окровавленный псих.

Немного согревшись зарядкой,
Я понял, что псих этот - я!
И в зеркало глянул украдкой,
А там - молодая семья!

                                                             Кукуха (отрывок)
                                                  Автор: Василий Городничий

Мальчик

0

8

Кролик в своём углу

Кроликов развелось там невероятное множество; вся гора была изрыта их норами; они бегали целыми стаями и очень забавно играли между собой; но при первом шуме или стуке, который мы от времени до времени нарочно производили, эти трусливые зверки пугались и прятались в свои норы.

                                                                                                                                                  -- Аксаков С. Т. - «Собирание бабочек» (Цитата)

Увидев, что кролик наш любит морковку,
Руками я рвал её долго без толку.
Срывались одни почему-то вершки,
Земля не хотела отдать корешки.

Когда приспособил для дела лопатку,
Я быстро очистил морковную грядку.
Но куча была до того велика,
Что кролик не может осилить пока.

Отбросив сомнения быстро всё прочь,
Решил в этом деле я тут же помочь.
Мы грызли вдвоём удивительный плод,
Наелся я так, что был полный живот.

Весь вечер потом я не слазил с горшка,
Мне много пришлось проглотить порошка.
Но завтра продолжим есть с кроликом вновь,
Наверно, капуста вкусней, чем морковь!

                                                                           Как я кролика кормил
                                                                      Автор: Татьяна Завадская 2

Мальчик

0

9

Сделали просто, как ребёнка

Когда умирал дурачок
Вокруг его смертного ложа
Рыдали красивые бабы
В одеждах красивых тоже
Шли они серой шеренгой
Понурые такие
Печальные как собаки
Смиренные как монахини
Обнимали его колени
Целовали кончики пальцев
Обращались к нему
Говорили, чтоб не умирал
И каждая пыталась урвать хотя бы глоток
Последнего его дыхания или прядь волос
Или чего другого, такого, чего - нибудь
При этом они страшно толкались,
Ругались и спорили
И вот когда их скопилось
Достаточное количество
Отворил он синие веки
Улыбнулся накрашенным ртом
И он сказал: «Heil Hitler!
Давно не виделись
Вы ждёте последнего слова
Сейчас я его скажу
Моя самая славная шутка
Мой самый весёлый секрет
Заключается в том, что я
Никогда никого не любил»
Тут поднялось волнение
И ропот, но дурачок
На ложе приподнялся
И крикнул строго: «Молчать!
Братья мои и сестры
Слушайте, знайте, я –
Сам себе нож вострый
Я сам себе змея
Себя располосую
До мяса, до крови
А после поцелую
То место, что болит
А как же себя не любить?
Как же себя не жалеть?
Если я сам себе Бог, бич
Если я сам себе плеть

                                                   Муз. комп. - «Дурачок»  (отрывок)
                                                    Исполнитель: гр. «The Matrixx»

Парень застукал свою мать с любовником

Глава 9. Лжецы (Фрагмент)

Отпуск барона приходил к концу, и надо было торопиться.

Они понимали, что сломить ожесточенное упорство мальчика невозможно, и решились на последнее, самое постыдное средство, чтобы хоть на час, на два избавиться от его деспотического надзора.

– Сдай эти заказные письма на почту, – сказала мать Эдгару. Они стояли в вестибюле, барон у подъезда нанимал фиакр.

Эдгар с недоверием взял письма; незадолго до того он заметил, что один из слуг что-то говорил матери. Уж не затевают ли они что - нибудь против него? Он медлил.

– Где ты будешь меня ждать?
– Здесь.
– Наверное?
– Да.
– Только не уходи! Значит, ты будешь ждать меня здесь, в вестибюле, пока я не вернусь?

В сознании своего превосходства он уже говорил с матерью повелительным тоном. Многое изменилось с позавчерашнего дня.

Он отправился с письмами на почту. В дверях он столкнулся с бароном и в первый раз за последние два дня заговорил с ним:

– Я только сдам эти два письма. Мама будет ждать меня. Пожалуйста, без меня не уходите.

Барон быстро прошмыгнул мимо.

– Да, да, мы подождём.

Эдгар бегом побежал на почту.

Ему пришлось ждать: какой-то господин, стоявший перед ним, задавал десятки скучных вопросов.

Наконец, он исполнил поручение и, зажав квитанции в руке, помчался обратно. Он поспел как раз вовремя, чтобы увидеть, как барон и его мать отъезжали от гостиницы.

Эдгар пришёл в бешенство. Он чуть было не схватил камень, чтобы швырнуть им вслед.

Улизнули - таки от него! И как подло, как низко они врали! Он уже знал со вчерашнего дня, что его мать лжёт. Но что она могла с таким бесстыдством нарушить данное ею обещание, убило в нём последние остатки доверия к ней.

Он перестал понимать жизнь с тех пор, как увидел, что слова, за которыми он до сих пор предполагал действительность, лопаются, точно мыльные пузыри. Но что это за страшная тайна, которая доводит взрослых до того, что они лгут ему, ребёнку, и убегают, словно воры?

В книгах, которые он читал, люди убивали и обманывали, чтобы добыть деньги, или могущество, или царство.

А тут какая причина? Чего они хотят, почему они прячутся от него, что пытаются скрыть непрерывной ложью?

Он ломал голову над этой загадкой, смутно чувствуя, что их тайна – ключ к замку его детства; овладеть им – значит стать взрослым, стать, наконец, мужчиной.

Ах, только бы узнать её! Но думать он не мог. Его душил гнев, что они ускользнули от него, и мысли путались, словно он был в бреду.

Он побежал к лесу и там, в спасительном сумраке, где его никто не видел, дал волю слезам.

– Лжецы, собаки, обманщики, подлецы!

– Ему казалось, что, не выкрикни он эти слова, они задушат его.

Гнев, нетерпение, досада, любопытство, беспомощность и обиды последних дней, подавляемые незрелой волей ребёнка, возомнившего себя взрослым, вырвались наружу и излились слезами.

Это были последние слёзы его детства, в последний раз он плакал навзрыд, как плачут женщины, с наслаждением и страстью. Он выплакал в этот час неистового гнева и доверчивость, и любовь, и простодушное уважение – всё своё детство.

Мальчик, вернувшийся в гостиницу, был уже не тот, который плакал в лесу.

Он не волновался и действовал обдуманно.

Прежде всего он пошёл к себе в комнату и тщательно вымыл лицо и глаза, не желая доставить им удовольствие видеть следы его слёз. Затем он разработал план, как свести с ними счёты.

Он ждал терпеливо, с полным спокойствием.

В вестибюле было довольно людно, когда коляска с беглецами остановилась у подъезда. Несколько мужчин играли в шахматы, другие читали газеты, дамы болтали.

Тут же, не шевелясь, сидел бледный мальчик с вздрагивающими веками.

Когда его мать и барон вошли и, несколько смущённые тем, что сразу наткнулись на него, уже собрались пробормотать приготовленную отговорку, он спокойно пошёл им навстречу и сказал вызывающим тоном:

– Господин барон, мне надо кое - что сказать вам.

Барон явно растерялся. Он чувствовал себя в чём-то изобличённым.

– Хорошо, хорошо… после, подожди.

Но Эдгар, повысив голос, сказал внятно и отчётливо, так, чтобы все кругом могли расслышать:

– Я хочу поговорить с вами сейчас. Вы поступили подло. Вы мне солгали. Вы знали, что мама ждёт меня, и вы…

– Эдгар! – крикнула его мать, заметив, что все взоры обращены на неё, и бросилась к сыну.

Но мальчик, видя, что мать хочет заглушить его слова, вдруг пронзительно прокричал:

– Я повторяю вам ещё раз: вы нагло солгали, и это низко, это подло!

Барон побледнел. Все смотрели на них, кое - кто засмеялся.

Мать схватила дрожавшего от волнения мальчика за руку: – Сейчас же иди к себе, или я поколочу тебя здесь, при всех! – прохрипела она.

Но Эдгар уже успокоился. Он жалел о своей вспышке и был недоволен собой: он хотел говорить с бароном спокойно, но гнев оказался сильнее его воли. Не торопясь, он направился к лестнице.

– Простите, барон, его дерзкую выходку. Вы ведь знаете, какой он нервный, – пробормотала его мать, смущённая насмешливыми взглядами присутствующих. Больше всего на свете она боялась скандала и сейчас думала только о том, как бы соблюсти приличия.

Вместо того, чтобы сразу уйти, она подошла к портье, спросила, нет ли писем и ещё о каких-то пустяках и только после этого, шурша платьем, поднялась наверх, как будто ничего не случилось.

Но за её спиной слышался шёпот и сдержанный смех.

На лестнице она замедлила шаги. Она всегда терялась в серьёзные моменты и в глубине души боялась предстоящего объяснения.

Вины своей она отрицать не могла, и, кроме того, её пугал взгляд мальчика – этот новый, чужой, такой странный взгляд, перед которым она чувствовала себя бессильной.

Из страха она решила действовать лаской, ибо знала, что в случае борьбы озлобленный мальчик оказался бы победителем.

                                                                    из психологической  новеллы австрийского писателя Стефана Цвейга - «Жгучая тайна»

( кадр из фильма «Три метра над уровнем неба» 2010 )

Мальчик

0

10

Требуется Няня .. со слюнявчиком .. к мальчику .. не надолго

«Истончившийся и разложившийся натурализм в искусстве незаметно переходит в декадентство, а затем в символизм, который есть уже переход к иному миру».

                                                                                                                                -- Николая Бердяева «Философия свободы» (Цитата)

Билась вдребезги посуда,
К чёрту рушились мечты.
Не Иисус и не Иуда.
Просто я. И просто ты.

Два свободных человека
Без «Куда?», «Зачем?» и «С кем?»,
И моя любовь — помеха
Твоей жизни без проблем.

Ты твердишь про благодарность,
Про конец и про начало,
Говоришь: «Прими как данность
То, что нас с тобой не стало».

Я смотрю в глаза напротив.
Нахожу, но не тебя.
Ты — мой яд и мой наркотик.
Доза. Шприц. Игла моя.

От Кремля до Ленинградки
С громким матом в пустоту...
Май уже не будет сладким
И отравит мне весну.

Виноваты сразу оба,
И никто не виноват.
Наше чувство низкой пробы
Изгнано из рая в ад.

Оставайся самым - самым,
Мягкость ставя мне в укор.
Я — всего лишь мастер драмы,
Ты тут главный — режиссёр.

Занавес.

Наш театр абсурда
Провожает до двери.
Не Иисус и не Иуда.
Нет ни Бога. Ни любви.

                                           Автор: Наталья Василакий

Мальчик

0

11

Когда к сожалению (а для мальчика к счастью) нарвался на ту .. ту - ту

Перья распушил, раздухарился.
Видеть это всё смешно, ей Богу!
Ты с маршрутом как? Определился?
Или подсказать тебе дорогу?

Странно, что тебя не посылали
далеко, быстрее и надолго.
Странно, что ни разу не сказали: -
"Да пошёл ты... Скатертью дорога."

Если ты хамишь, то жди отдачи.
Можешь мне конечно и не верить -
только ты получишь то на сдачу,
что вокруг себя успел посеять.

Можешь продолжать быть деспотичным,
продолжать быть резким, грубым, колким.
Ты в своей никчёмной жизни личной
умудрился жизнь испортить скольким?

Не на ту нарвался. Вот досада!
Растерялся. Сбой системы полный.
Научись вести себя как надо
и веди себя в пределах нормы.

Страшно, что таких полно повсюду.
Ты меня не трогай, провокатор.
Я с тобой миндальничать не буду.
Знаешь, я прекрасный навигатор.

                                                                  Обращение к хаму
                                                               Автор: Юлия Пугачёва

Глава 2 Условия воспитания ( Фрагмент )

Есть искусство писать книги, и есть наука об искусстве писать книги – литературоведение.

Есть искусство играть на сцене, и есть наука об этом искусстве – театроведение.

Есть искусство воспитания – и есть наука об этом искусстве, педагогика.

Стопроцентная наука о стопроцентном искусстве, но с одним отличием от точных наук: как у всякой науки об искусстве, её язык тоже должен быть приближен к искусству.

Педагоги, стараясь быть «научными», пытаются иногда обойтись без неточных понятий – любовь, сердце, – но без них ничего нельзя ни объяснить, ни предсказать, и наука перестаёт быть наукой.

Точным языком о воспитании не скажешь – получается ненаучно.

Наоборот, когда мы говорим об искусстве воспитания ненаучным языком, мы ближе к правде и, следовательно, ближе к науке.

Все науки стремятся к безличному, общему, а педагогика безличной быть не может, её нет вне личности.

Все науки бесстрастны, а бесстрастная педагогика ненаучна.

Вот почему воспитанием всегда занимались не просто педагоги, но педагоги - писатели и педагоги - публицисты:

Коменский, Руссо, Песталоцци, Ушинский, Л.Толстой, Макаренко, Крупская, Корчак, Сухомлинский.

Три главные педагогические книги XX века называются

«Педагогическая поэма», «Как любить детей», «Сердце отдаю детям».

Поэма, любовь, сердце…

2

Многим людям, в том числе и учёным, кажется, будто наука о воспитании детей в семье – та же самая наука, что и о воспитании в школе, а учитель – специалист и в домашнем воспитании.

Но, оказывается, всё не так.

Педагогика – наука об искусстве воспитания детей, но не всех, а только чужих.

Когда же дело доходит до собственных детей, то всякая наука вроде бы кончается и начинается неизвестно что.

Даже у самых прекрасных учителей бывают никудышные дети – не видали?

В таких случаях осуждающе говорят: своих детей воспитать не умеет, а за чужих берётся!

Но много ли хирургов делали операции на собственном сердце?

                                                                                              из книги Симона Львовича Соловейчика - «Педагогика для всех»

( кадр из фильма «Курьер» 1986 )

Тема

0