Технические процессы театра «Вторые подмостки»

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Люди, такие люди

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Это о зависти по всем траекториям

Сегодня я могу сказать открыто,
Что зависть женская годами не убита.

Она жила в слоях всех поколений ,
И нам передалась без всяческих сомнений.

Хочу понять причину зарождения,
Вас вызвать на минуты откровения.

Понятно, женщины завидуют всему:
Деньгам, мужьям, страшней всего  -  уму.

Завидовать деньгам, мужьям  -   реально,
Всё можно изменить, хоть это и печально.

Нет денег  -  мужа срочно поменяла,
Нет мужа  -   у подруги с жадностью украла.

Но вот с умом  -   проблема из проблем,
Здесь головой не поменяешься ни с кем.

И у подруги ум не отберёшь,
Лишь вся от злости желчью изойдёшь.

А хочется пленить речами, интеллектом,
Но не дано, мозги с большим дефектом.

Тогда здесь зависть чёрная растёт,
И на любую подлость дамочку толкнёт.

Такие женщины пытаются вредить,
Подруженькам своим  мешают жить.

Их тощие умы непримиримы,
И местью страшною повсюду одержимы.

Один совет мне, видно, нужно дать:
Таких подруг подальше посылать.

Самим же расцветать и процветать,
Чтоб зависть чёрную убить и растоптать!

                                                                          Женская зависть
                                                           Автор: Инесса Ивановна Яковлева

UMA2RMAN - Зависть (Официальный клип. Ноябрь 2016)

Для начала, чтобы эта история имела какой - то смысл, об Афине нужно знать две вещи.

Во - первых, у неё было всё: едва она отучилась, как заключила контракт с крупным издательством сразу на несколько книг, получила рекламу на одном раскрученном литературном сайте, анонсы сразу в нескольких престижных арт - резиденциях и список номинаций на премии длиннее, чем мой список покупок.

В свои двадцать семь она уже опубликовала три романа (каждый следующий лучше и громче предыдущего).

Сделка с Нетфликсом для неё – не что - то судьбоносное, а просто очередная победа, ещё один трофей на пути к литературной славе, по которому она бодро зашагала после окончания вуза.

Во - вторых, – возможно, как следствие первого, – у неё почти не было друзей. Писатели нашего возраста – молодые, ищущие, амбициозные, которым ещё нет тридцати, – как правило, сбиваются в стайки. В соцсетях их полно, писатели восторгаются отрывками из неопубликованных рукописей друг друга («ПРОСТО ОТВАЛ БАШКИ!»), визжат от радости при виде обложек («КРАСОТИЩА КАКАЯ!!!») и выкладывают селфи с профессиональных тусовок во всех частях света.

А вот на снимках Афины в Инстаграме, как правило, не было никого, кроме неё самой. Она регулярно постила в Твиттере новости про работу и тонкие шутки для своих семидесяти тысяч подписчиков, но других людей тегала редко. Там не значилось имён, не было рекламы, не рекомендовались книги кого - то из коллег и вообще не выказывалось того публичного «чувства локтя», которое навязчиво демонстрируют молодые авторы.

За всё время, что мы знакомы, я никогда не слышала, чтобы она упоминала кого - нибудь из близких друзей, кроме меня.

Раньше я считала это обыкновенным зазнайством. Афина до нелепого успешна, так что ей, наверное, просто не хочется снисходить до простых смертных.

Наверное, круг её общения состоит исключительно из людей с синей галочкой в соцсетях, таких же, как она, авторов бестселлеров, которые делятся с ней своими тонкими наблюдениями по поводу современного общества. Дружить с пролетариями Афине попросту недосуг.

Однако в последние годы у меня сложилась другая теория, суть которой состоит в том, что все остальные точно так же, как и я, считают её просто невыносимой.

В самом деле, трудно дружить с человеком, который затмевает тебя на каждом шагу. Вероятно, никто больше не выносит Афину, потому что постоянно ощущать себя ничтожеством на её фоне очень трудно. Ну а я справляюсь, видимо, потому, что вот такая я жалкая.

В общем, тем вечером в шумном баре на крыше в Джорджтауне (1) с Афиной сижу только я. Коктейли по заоблачным ценам Афина вливает в себя так, будто доказывает, что вечер удался, а я пью, душа в себе сучку, которая тихо желает Афине смерти.

СОШЛИСЬ МЫ С АФИНОЙ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЯ обстоятельствам.

На первом курсе мы жили на одном этаже в общежитии Йеля, а поскольку обе чувствовали в себе тягу к писательству с тех самых пор, как начали соображать, то и оказались на одних и тех же студенческих семинарах по писательскому мастерству. На заре творчества мы обе публиковали рассказы в одних и тех же журналах, а через несколько лет после университета переехали в один и тот же город.

Афина сделала это ради престижной стипендии в Джорджтауне, факультетское начальство которого, по слухам, настолько впечатлилось гостевой лекцией, прочитанной ею в Американском университете, что специально для неё учредило должность преподавателя литературного мастерства на кафедре английского языка.

Я переехала из - за того, что у маминой сестры в Росслине была квартирка, которую она мне сдала на условиях оплаты коммуналки – ну и в расчёте, что я буду поливать её цветы.

Пресловутого «родства душ» у нас с Афиной не было, не связывала нас и условная глубокая травма. Просто мы всегда крутились в одних и тех же местах, занимались одними и теми же делами, так что дружелюбие у нас вошло в подобие привычки.

Но, хотя начали мы с одного и того же – с курсов по малой прозе профессора Наталии Гейнс, – после выпуска нас разметало, и траектории наших карьер оказались совершенно разными.

Свою первую книгу я написала в порыве вдохновения за год, спасаясь от невыносимой скуки, чем стало для меня преподавание в «Тич фо Америка»(2)] Каждый день после работы я увлечённо сочиняла историю, которую хотела поведать с детства: подробный роман с элементами волшебства о взрослении и скорби, об утрате и сестринской связи, названный «Под сенью платана» (3).

Безуспешно обойдя с полсотни литературных агентов, я всё же пристроила книгу в скромном издательстве «Эвермор» благодаря опен - коллу (4). Гонорар на тот момент казался мне фантастическим – аванс десять тысяч с роялти от последующих продаж; но это было до того, как я узнала, что Афина за свой дебютный роман в «Пингвин Рэндом Хаус» получила шестизначную сумму.

За три месяца до выхода моей книги «Эвермор» взял и схлопнулся. Права на книгу вернулись ко мне. Каким - то чудом литагент, подписавший со мной контракт после неудачи с «Эвермор», перепродал их одному из издательств «Большой пятёрки» за аванс в двадцать тысяч долларов («недурная сделка» – мелькнуло в анонсе «Паблишерс Маркетплейс»). Казалось, я была близка к тому, что все мои мечтания о славе и успехе вот - вот сбудутся – «ну вот оно наконец».

Однако ко дню выхода первый тираж моей книги вдруг урезали с десяти до пяти тысяч экземпляров, а рекламный тур по шести городам сократили до трёх столичных пригородов; не было и обещанных отзывов от известных писателей. Допечатки я так и не дождалась. Всего разошлось две, от силы три тысячи экземпляров. Моего редактора сократили – так часто случается в издательствах во времена спадов. Меня передали какому - то Гаррету, который до этих пор проявлял к книге так мало интереса, что впору задаться вопросом, а не забыл ли он про меня вообще.

«Да это в порядке вещей», – внушали мне. Дерьмовый дебют, со всеми бывало. «Ты же знаешь этих издателей». В Нью - Йорке кромешный хаос, все редакторы и рецензенты завалены работой и получают гроши, грызня идёт повсеместно. Так что на другой стороне баррикад травка никак не зеленее. Каждый автор ненавидит своё издательство. Золушек с туфельками здесь не бывает – только тяжёлый труд, упорство и неустанные попытки вытянуть тот самый счастливый билет.

Тогда как, объясните, у некоторых получается прославиться с первой же попытки? Ещё за полгода до выхода дебютного романа Афины её фотка в полстраницы уже красовалась в популярном профильном журнале под заголовком:

«Новая звезда литературы!»

И вид у неё был секси. И контракт на издание в трёх десятках стран уже имелся.

Дебют Афины Лю прошёл под сплошные фанфары критиков в таких изданиях, как «Таймс» и «Нью - Йоркер», а сама книга несколько недель продержалась во всех возможных топах бестселлеров.

Премии, которые посыпались в следующем году, стали логичным продолжением.

Дебют Афины – «Голос и эхо» (о юной американке китайского происхождения, способной вызывать призраков всех умерших женщин в её роду) – был одним из тех редких романов, идеально балансировавших на грани между фантастикой и мейнстримом. За это Афину номинировали сразу на «Букер», «Небьюлу», «Хьюго» и «Всемирную премию фэнтези», из которых она заполучила две.

Это было всего три года назад. А затем она опубликовала ещё две книги, и критики сошлись во мнении, что её произведения становятся всё ярче и лучше.

Не то чтобы у Афины не было таланта. Она хорошая писательница – я прочла все её работы, и я не настолько завидую, чтобы не признать, что пишет она хорошо. Однако совершенно очевидно: дело не в том, как Афина пишет. Дело в том, какая она сама. Проще говоря, Афина Лю обалденно крута. Уже само её имя – Афина Лин Энь Лю – звучит классно.

Молодцы мистер и миссис Лю, хорошо постарались: выбрали идеальное сочетание экзотики с классикой.

Родившаяся в Гонконге, выросшая между Сиднеем и Нью - Йорком, образование Афина получила в британских пансионах и поэтому говорила по - английски с шикарным иноземным акцентом.

Высокая и тонкая, с грацией бывшей балерины, с кожей фарфорового цвета, с карими глазищами в опушке длинных ресниц – ну просто вылитая Энн Хэтэуэй (5), только на китайский манер (не сочтите меня за расистку, но как - то раз Афина опубликовала селфи с «Энни» на каком - то светском рауте, на фото – распахнутые глаза этих трепетных ланей над простой, но броской подписью: «БЛИЗНЯШКИ!»).

Она невероятна, в самом буквальном смысле.

И, конечно же, удостаивается самого лучшего; так уж устроена эта индустрия. Издательства выбирают победителя (достаточно привлекательного, харизматичного, молодого и – что уж, раз все об этом подумали, так давайте скажем – из «меньшинств»), и вкладывают в него свои деньги и ресурсы. Всё это чертовски субъективно.

Вернее, не субъективно, но всё равно продиктовано факторами, которые не имеют ничего общего с качеством прозы.

Афина – прекрасная, окончившая Йель, побывавшая во многих странах цветная женщина. Ходят слухи о её принадлежности к квир - сообществу (6), и она выбрана сильными мира сего. А я лишь кареглазая шатенка Джун Хэйворд из Филадельфии, и не важно, с каким усердием и как хорошо я пишу, – Афиной Лю мне не быть никогда.

                                                                                                                                                      из  романа Ребекки Куанг - «Йеллоуфейс»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1) в шумном баре на крыше в Джорджтауне - Джорджтаун (англ. Georgetown) — исторический район, расположенный на северо-западе г. Вашингтон, округ Колумбия, вдоль берега реки Потомак. Основанный в 1751 году в провинции Мэриленд порт Джорджтаун на 40 лет опередил создание федерального округа и города Вашингтон. Джорджтаун оставался отдельным муниципалитетом до 1871 года, когда Конгресс Соединённых Штатов создал новое единое правительство для всего округа Колумбия. В специальном законе, принятом в 1895 году, были отменены местные акты Джорджтауна, а улицы были переименованы в соответствии с регламентом, принятым для Вашингтона.

(2)  чем стало для меня преподавание в «Тич фо Америка» - Teach for America – некоммерческая организация выпускников-педагогов для преподавания в малообеспеченных районах США.

(3) названный «Под сенью платана» - Чинар, или платан — род деревьев; единственный ныне существующий представитель семейства Платановые (Platanaceae).

(4) пристроила книгу в скромном издательстве «Эвермор» благодаря опен - коллу  - Опен-колл — это специальная отборочная программа для художников, фотографов, театральных коллективов и любых других деятелей искусства для участия в каком - либо арт - проекте. Как правило, проводится в виде конкурса. Чаще всего опен - коллы организуют картинные галереи, музеи, государственные фонды или частные коллекционеры. Это способ для начинающих живописцев показать своё творчество, познакомиться с нужными людьми, найти заказчиков или покупателей. Кураторам и культурным площадкам опен - колл позволяет привлечь внимание авторов к своему проекту, исследовать текущий художественный процесс или какую - либо проблематику в искусстве. Авторам и художественным коллективам — получить аудиторию, средства на создание своего художественного произведения.

(5) ну просто вылитая Энн Хэтэуэй - Энн Хэтэуэй — американская актриса, певица и продюсер.  Популярность пришла к актрисе в 2001 году после съёмок в фильме «Как стать принцессой». Далее последовали роли в таких известных картинах, как «Заколдованная Элла», «Дьявол носит Prada», «Джейн Остин», «Алиса в стране чудес», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды», «Интерстеллар», «8 подруг Оушена». За роль Фантины в мюзикле «Отверженные» (2012) Хэтэуэй получила свой первый и пока единственный «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана». Энн Хэтэуэй ведёт активную борьбу за права женщин и детей во всём мире. С 2016 года является послом доброй воли подразделения «ООН - женщины».

(6) Ходят слухи о её принадлежности к квир - сообществу - Квир — собирательный термин, используемый для обозначения человека, чья сексуальность и (или) гендерная идентичность отличаются от большинства.

Люди, такие люди

0

2

Пощёчина

Какой он дал тебе совет,
Мой робкий, мой желанный друг, —
Сей облачный анахорет,
Монах, закутанный в клобук,
Заклятый враг любви мирской,
Святоша — месяц шутовской?

Поверь мне, милая, я прав,
Небесных не страшась угроз.
В твоих глазах, как звёзд расплав,
Горячее мерцанье слёз.
Я пью их с губ твоих и щёк,
Сентиментальный мой дружок!

                                                    Из стихотворного сборника «Камерная музыка» (1907)
                                                                           Поэт: Джеймс Джойс

Пушкин Поэт и толпа

В следующий вторник Драганов поджидал Мишу у выхода из третьей поточной аудитории. Он был неулыбчив и деловит.

– Пойдём, товарищ Гвирцман, потолкуем, – и они отправились на третий этаж, причём Миша, идиот, шёл радостно, предвкушая общественное поручение. Что скрывать, по - настоящему он был в этом смысле не востребован. Выступить от курса в Доме литераторов, сочинить стенгазету – сколько угодно, но у него были идеи по очеловечиванию, усложнению агитации, он был уверен, что нужно меньше барабанного боя, и теперь Драганов – поговорив, может быть, с Борисом, главным активистом курса, – обратился к настоящему резерву.

Они вошли в комитет, Драганов уселся за стол и некоторое время молчал.

– Гвирцман, – сказал он наконец обычным своим голосом, столь непохожим на издевательский фальцет его публичных назиданий. – Я мог бы тебе ничего не говорить, но это было бы неправильно. Отнесись с пониманием и про это наше с тобой собеседование не трепись.

Идиот Миша всё ещё рассчитывал на секретное политическое задание и с готовностью кивнул несчастной кучерявой головой.

– Тебе не следовало распускать руки, и ты плохо понимаешь, с кем имеешь дело.

Миша не успел испугаться и стал припоминать, с кем подрался за последнее время. Но он и в школе почти не дрался.

– Короче, у меня на тебя заявление от Крапивиной, и поскольку она о нём растрепала, то я обязан дать ему ход. Думаю, ничем для тебя серьёзным это не кончится, всё обойдётся. Но тебе, Гвирцман, надо думать, кого и где хватать.

Миша с облегчением рассмеялся, ибо был, как уже сказано, идиот, молокосос, карась - идеалист.

– Я никогда её не хватал.
– Я не знаю, что ты с ней делал, – утомлённо выговорил Драганов. – Ты это всё будешь объяснять теперь не мне. Но она написала на тебя заявление, что ты, оскорбив тем самым память погибшего друга, полез с поцелуями к его вдове. Ни о чём с ней предварительно не договорившись. – Он неприятно усмехнулся. – Мне по - хорошему следовало бы эту бумагу, конечно, того… Я мог бы ей объяснить, что так не делается, что нечего свою вдовью честь носить как медаль и так далее, тем более что никакая она не вдова и у Тузеева имелась невеста ещё в Сталинграде. Прислала мне письмо, между прочим, со стихами героя. Но поскольку Крапивина уже успела растрепать, а товарищ Тузеев пал смертью храбрых, то я обязан дать ход.
– Товарищ Драганов! – быстро заговорил Миша. – Это бред какой - то! Я не трогал её вообще!
– Гвирцман, – протянул Драганов. – Ну Гви - ирцман. Ты это будешь рассказывать на факультетском собрании. И если оно решит, что ты никого не трогал, то мы примем соответствующее постановление. Мы постановим, что она сама себя трогала.
– Какое факультетское собрание? – вскочил Миша. – Вы понимаете вообще, что говорите? Это теперь каждый, кто кого - то поцеловал, даже не поцеловал вообще…
– Сядь ровно, – сказал Драганов, и было в его тоне нечто, от чего Миша погас и сел. – Гвирцман. Ты должен говорить не то и не так. Ты ещё не понимаешь, но я тебе сейчас объясню, дважды объяснять не буду. Ты должен кивать и повторять: ужасно виноват, не сдержался, подвергся гибельному очарованию. Надевай же платье ало и не тщись всю грудь закрыть, чтоб, её увидев мало, и о протчем рассудить. Потому что рассуди ты сам, кто хуже: откровенный развратник или скрытый враг? Товарищ Смирнов, отделавшийся легким испугом, явился на семинар пьяным и в том каялся, плакася горько. Теперь представь, что товарищ Смирнов принялся бы утверждать, что он не был пьян, и тем поставил бы под сомнение объективность всех однокурсников? Которые ясно чувствовали, что от него пахло? Тебе сильно повезло, что ты к ней полез с поцелуями, а не с разговорами. Воспользуйся же этим и делай, как я тебе говорю.

Миша весь покраснел, чувствовал, как кровью наливается затылок, как шумит в ушах и как он перестает понимать, на каком он свете. Это было попадание в «Уленшпигеля» (1), в донос инквизиции.

– Разврат – это хорошо, простительно. Ну у тебя был порыв, ты понимаешь? – И Драганов поднял на него голубоватые, а может, и зеленоватые, а впрочем, какие угодно глаза. В этих глазах не было сострадания, только утомление. – И если ты поведёшь себя правильно, то есть горячо раскаешься и свалишь всё на безусловный инстинкт, согласно учению товарища Павлова, то отделаешься, как Смирнов. Если скажешь, что был пьян и плохо соображал, это будет вообще прекрасно. Алкоголик – это уже родной. Ты понял?
– Но товарищ Драганов! – Миша не желал ничего понимать. – Я клянусь, что ничего не было, нельзя же признавать, это значит ввести в заблуждение… ведь она про кого угодно так скажет…
– Но она сказала про тебя, – уже без всякой снисходительности припечатал Драганов. – И заявление у меня лежит на тебя. И она повторила при свидетелях. Пойми, это совершенно неважно, виноват ты или нет. Когда - нибудь ты это поймёшь. Считай, что это входит в обязательные требования. Что когда - нибудь любой должен оказаться виноват и с готовностью принять. Тебе ясно? Ты же не будешь прятаться, когда тебя призовут? Вот считай, что тебя призвали. Каждый должен быть готов убить врага, когда это надо, и прикрыть собой командира, если надо, и заткнуть пробоину своим телом, если надо. И сейчас тебе надо сказать: виноват, я ужасно виноват. Это каждый должен уметь делать, и ты плохой комсомолец, если не умеешь. А приставал ты там, не приставал… Теперь понятно тебе?

Мише ничего не было понятно, но он кивнул. Он видел, что почему - то неприятен Драганову и что весь этот разговор его тяготит – потому, вероятно, что Драганов был не сволочь и не получал удовольствия от расправ. В действительности же он был Драганову неприятен именно тем, что не желал сознавать очевидного; что с точки зрения Драганова человек, не желающий признавать себя виноватым, был дезертиром и нарушал собой высокий смысл игры. Эта игра Драганову тоже не очень нравилась, но в ней был смысл или, верней, отсутствие смысла, почти ветхозаветная торжественность.

Миша же пошлыми ссылками на свою невиновность вносил в эту ситуацию нежелательную рацею (2). Ломоносов, главный предмет его занятий, – он - то всё понимал и при виде северного сияния не задавал лишних вопросов, а сразу начинал сочинять о Божием величестве. Песчинка как в морских волнах, как мала искра в вечном льде. Вопрос «Но где ж, натура, твой закон?» является в этих обстоятельствах риторическим. Зато смотри, какой у меня левиафан. Почему все виноваты, а ты не виноват? Кто сказал тебе, что ты не виноват? Пожалуй, следовало бы тебе объяснить кое - что. Но Мишу было жалко, и Драганов искренне пытался его вытащить – вопреки собственному настроению и здравому смыслу.

Короче, Гвирцман, – сказал он. – Мое дело – дать тебе разумный совет, а твое дело – послушаться. Пойди подумай. Послезавтра будет собрание, и лучше тебе за это время подготовиться. Если будешь трепаться – пеняй на себя. До свидания.

Послезавтра! – о, это была отдельная мука. Если бы завтра, а ещё лучше сразу! Были друзья, тогда казалось – настоящие, и Миша мог бы рассказать им, но Драганов рискнул собой, пытаясь его спасти (так это ему казалось), и он не смел подвести секретаря. И что было рассказывать? Что он не приставал к Крапивиной? Смерть чиновника! (3) Пойти к Крапивиной? Но Миша и представить этого не мог. Это было унижение, хуже унижения. И главное – он до конца не верил. Она не могла.

Можно было, конечно, поговорить с ней начистоту, пусть бы она не брала назад заявление, чёрт с ним, посмешище так посмешище. Но она по крайней мере объяснила бы ему, чего хочет. Странно: Миша и тогда ещё, накануне собрания, больше беспокоился о том, что думает и чего хочет Валя, и зачем она всё это затеяла. Ему и в голову не могло прийти, конечно, что будут какие - то последствия. Даже не пожурят, всё выяснится. Ведь он ничего не сделал.

Он сам не понимал, что существует уже в больной логике: постоянно оправдывается перед невидимыми милостивыми государями.

Милостивые государи! Ничего не было! Он, конечно, не выдержал бы и подошёл, появись она в институте накануне собрания. Но она не пришла, и Миша кипел в собственном соку. Обсудить ситуацию было не с кем. Никаких объявлений не было. Хотели врасплох, чтобы никто не успел подготовиться. Настало девятое сентября, и к этому дню Миша почти уговорил себя, что всё это сон, бред, ничего не будет, в крайнем случае сделают замечание. Он с детства, когда бывали неприятности, словно уплывал от них, прятал голову под крыло, воображал себя в другой стране, в полной недосягаемости.

Комсомольское собрание было объявлено после четвёртой пары. В ИФЛИ (4) курсы были небольшие, и потому собрания бывали общими для всех возрастов. Но клеймили на них редко – на Мишиной памяти только Соломину, за утрату бдительности (отец проворовался и сел, она не желала отрекаться. Но отец её в самом деле был скользкий тип, и хоть она не отреклась, что пристойно, но вела себя до разоблачения с откровенным и глупым чванством).

Под сборища отведена была пятая поточная аудитория, огромный жёлтый амфитеатр торжественного античного вида. Здесь читалась новейшая история. Теперь она здесь делалась.

Никто не догадывался о поводе. Пересмеивались. Зашли несколько преподавателей, главным образом аспиранты. Миша с отвращением заметил Евсевича – тот, конечно, не мог упустить такого случая поквитаться. Потом он увидел Валю, которой не было на занятиях, – пришла перед самым собранием: она сидела одна на предпоследнем ряду, глядя прямо перед собой с выражением решительным и несчастным. Миша тоже сидел один, а не с Борисом и компанией, как обычно. Но она выглядела такой затравленной, словно обсуждать собирались её, – да так оно, в сущности, и было.

Её заставили, догадался он, но кому он до такой степени помешал?

– Товарищи, – сказал Драганов высоким измывательским голосом, выходя к трибуне. – Я попросил вас собраться, чтобы экстренно отреагировать на жалобу комсомолки Крапивиной. Вдова… подруга нашего студента Николая Тузеева, павшего в бою под Суоярви (5), подверглась домогательствам в грубой форме со стороны нашего студента, нашего товарища. – Он сделал паузу, чтобы каждый в ужасе успел себя спросить: неужели я? Но нет, и в мыслях не было! – Михаила Гвирцмана.

По амфитеатру пронёсся вздох, точней, выдох: от Гвирцмана никто не ждал насилия, и, следовательно, ничего серьёзного. Миша стыдно заулыбался, покраснел и подавил желание раскланяться. Сойферт ему даже подмигнул. Могло обойтись, могло.

– Я не буду просить комсомолку Крапивину поделиться обстоятельствами. Поверьте, они имели место, ситуацию я изучил. Мы заслушаем товарища Гвирцмана, и он лично нам всё изложит. Предлагаю высказываться по существу вопроса.
– Какое существо? – закричали с мест. – Мы ничего не видели!
– Гвирцмана надо поощрить! – крикнул кто - то дурашливым голосом. – Он пренебрегает женщинами, это обидно!
– Я хотел бы призвать к серьёзности! – пропел Драганов, словно готовясь в любой момент перевести судилище в фарс. – Товарищ Крапивина считает себя оскорблённой!
– Выслушать Крапивину! – крикнули несколько голосов.
– Товарищи, я не знаю, насколько удобно… Вы готовы высказаться, товарищ Крапивина? – спросил Драганов предупредительно.
– Я готова, – сказала Валя и встала. – Позвольте мне с места!
– Разумеется, – закивал Драганов, – разумеется.
– Третьего числа, – сказала Валя и замолчала. – Сего года, – добавила она. – Мы были у Клары Нечаевой. Там все немного выпили. Сильно не выпивали.

По амфитеатру снова прокатился шум одобрения.

– Так всегда бывает, когда недостаточно, – крикнул тот же шут.
– Но некоторые потеряли контроль, и вот Гвирцман, – сказала Валя и опять помолчала. – Во время танцев. Позволил себе. Нас никогда не связывало ничего. Я вообще ни с кем, ничего не позволяла. Как вы знаете. Но Гвирцман неожиданно. Он ни о чем меня не предупредил.
– Что же он так! – крикнула, кажется, Саша Бродская.
– И вот, – в час по чайной ложке цедила Валя. – Он попытался поцеловать меня, я уклонилась. Он попытался меня обнимать, я ещё уклонилась. Было замечено, обратили внимание. Про меня подумали я не знаю что. Я хотела дать пощёчину, но удержалась. Он сам понял. И поскольку я считаю, что это аморально, то мне бы хотелось осудить. Чтобы осудили все.
– Какая - то она прямо уклонистка, – шепнул Мише Полетаев, перегнувшись сзади.
– Ну, товарищи, вы теперь всё слышали и можете высказываться, – предложил Драганов.

По - школьному подняв руку и не дожидаясь разрешения, встала Голубева, вся красная, порывистая, с вечным гниловатым запахом изо рта. Миша был уверен, что она собирается его защитить, и ему стало стыдно, что он вспомнил об этом запахе.

– Вот я слышу сейчас смешки, – начала Голубева, словно еле сдерживая рыдания. – А ведь, товарищи, мы непонятно над чем смеёмся. Это с домостроя идёт неуважение к женщине, и все эти разговоры, что если женщина говорит нет, то это значит да. Я вижу, к сожалению, и в нашей среде такие явления. У нас, у которых должен быть, казалось бы, новый быт, на двадцать третьем году революции, у нас самая разнузданная жеребятина. Это не мещанство даже, это люмпенство, товарищи. И то, что так называемый поэт позволяет себе… я лично никак не ожидала. Но если задуматься, товарищи, то я ожидала. Я должна была ожидать, потому что такие проявления я вижу. И я знаю, что многие девушки просто стыдятся заявить. А я считаю, что тут нечего стыдиться!

– Долой стыд! – крикнул шут, но никто не засмеялся: дело принимало серьёзный оборот.
– Разрешите мне, – сказал Круглов, юноша серьёзный и действительно круглощёкий, похожий на Дельвига (6) – апатичный, но способный на внезапные резкости. – Мне представляется, товарищи, – сказал он, почёсываясь, – что мы несколько, э, полезли не в свою сферу. Ещё Энгельс предостерегал от вынесения частной жизни на общественное рассмотрение.
– Это где же? – спросил кто - то с места. Миша подозревал, что Энгельс ни о чём подобном не предостерегал и даже не думал, ему в голову не могло прийти такое мероприятие на двадцать третьем году диктатуры пролетариата, но у Круглова были ссылки на большинство полезных цитат, а если надо было, он не затруднялся с изобретением нужного высказывания.
– В «Происхождении семьи, частной собственности и государства», – отчеканил Круглов. – Там прямо сказано, что вопросы личной жизни не должны рассматриваться в публичных собраниях. Мораль не формулируется большинством голосов. Я там, так сказать, не присутствовал, лампу, так сказать, не держал. Мне кажется, что товарищ Крапивина поступила бы мудро, если бы она лично обсудила ситуацию с Гвирцманом, возможно, даже дала бы ему пощёчину, от которой так мягкотело уклонилась, и мы не должны были бы сегодня тратить время на порицание поцелуя, вдобавок, сколько можно понять, несостоявшегося.

Круглова любили, кто - то даже зааплодировал. По нему было видно, что он может так себя вести, что ему разрешили, а человека, которому разрешили, всегда видно, даже если он сам себе всё позволил. И после этого всё могло рассосаться, потому что Драганов – Миша ясно это видел – и сам хотел, чтобы обошлось. Он готовился уже подвести итог, вынести порицание, призвать крепить и всё такое. Но тут встал Никитин, и разразилось то, о чём Миша и теперь не мог вспоминать без отвращения.

Ждать такого от Никитина было невозможно, чай, не Голубева. Никитин был дёрганый, хлипкий, сутулый человек, с влажными руками и нервным тиком. Его никто не любил, но так, как не любят явление значительное, заставляющее себя терпеть. Он что - то писал, что - то вечно неоконченное, но, по слухам, замечательное. Он читал Джойса. Миша почитал однажды Джойса в одном номере «Интернациональной литературы» и понял, что это искусство верхних десяти тысяч, по большому счёту – не нужное никому.(7)

Никитин всегда говорил глупости, но со значением. Миша был к нему снисходителен. Никитин был как бы кандидат на вылет отовсюду, самый уязвимый и жалкий из всех очников, но именно эта жалкость защищает надёжней любой протекции. Его словно брезговали додавить. И потому ждать удара именно от Никитина было немыслимо – кто такой он сам?! – хотя тут же Миша увидел безошибочную логику: Никитин должен был отвлечь внимание от себя, любой ценой сделать крайним другого.

И он, большим и указательным пальцами, липкими пальцами, непрерывно поправляя очки, заговорил, что шутка, товарищи, безусловно хорошая вещь, но повод - то, если всмотреться, не такой уж шуточный. Я не беру сейчас женский вопрос, личные дела, всю эту жеребятину. Но есть у нас категория людей, которые всегда как бы в стороне, всегда как бы с усмешечкой. Я слышал лично, несколько раз слышал, как наш товарищ Гвирцман иронизировал над менее, возможно, образованными, менее, вероятно, осведомлёнными студентами.

Что же, Гвирцман жил в Москве, он сын, насколько я знаю, врача, он имел возможности обучаться в прекрасной школе. Но смысл нашего института – в обучении тех, кто знает меньше и подготовлен хуже, а кого и когда подготовил Гвирцман? Кому он предложил помощь? Я слышал только, как он в толпе таких же снисходительных московских выпускников потешался над провинциалами, в том числе над товарищем Тузеевым, которого нет уже с нами.

И возможно, – тут Никитин поднял голову и взглянул прямо на Мишу, и это был взгляд торжествующей кобры перед броском, – возможно, стихи товарища Тузеева были действительно не так совершенны. Как у Гвирцмана, скажем, который владеет техникой. Владеет, владеет, что там. Отдадим ему должное. Но сказать ему нечего, потому что жизни он не видел и видеть не хочет.

И когда Тузеев, чьи стихи, повторяю, были, да, несовершенны, сделал шаг вперёд и вызвался добровольцем, – в одном этом было больше поэзии, чем во всех грамотных и гладких сочинениях Гвирцмана и его покровителей. (Каких покровителей, не понял Миша, что, что он несёт? Он Бориса, может быть, имеет в виду?!) Ведь почему Гвирцман позволил себе откровенно свинский, прямо сказать, поступок? Он потому только это себе разрешил, что действительно считает себя выше – выше закона, коллектива, Тузеева, Крапивиной… И вот эти усмешечки, эта отдельность, этот узкий кружок – насколько всё это может быть терпимо? Почему кто - то на основании личной удачливости, по праву рождения, рискну сказать, может у нас…

И понесло, понесло.

Миша какое - то время слушал и пытался понять, потом понял только, что его хотят утопить и что вылезла наконец наружу давняя, тихая неприязнь, которую он всё время чувствовал; случалось же ему ощущать взгляды вслед, перешёптывания, липкие, как никитинские пальцы. И он не понимал, за что ему всё это, а теперь вдруг понял.

Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Вот про что была вся эта странная история, такая, в общем, непушкинская, взявшаяся ниоткуда.

Ему всегда казалось, что это безделка, а ведь Пушкин всю жизнь чувствовал тайную недоброжелательность. Все на него смотрели с неодобрением, в ожидании, что наконец-то он, звёздный мальчик, гуляка праздный, сорвётся.

Вот что сделала Валя Крапивина: она всё это вытащила наружу. Миша мог её не целовать, мог вообще ничего не делать – они бы придрались к тому, что он плохо завязывает шнурки. Вот это, закончил Никитин, вот это я хотел сказать, и это вовсе уже не шутки.

                                                                                                                                      из исторического романа Дмитрия Быкова - «Июнь»
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(1) Это было попадание в «Уленшпигеля» - Тиль Уленшпигель — герой средневековых нидерландских и немецких плутовских народных легенд, бродяга, плут и балагур. Этот образ начал складываться в немецком и фламандском фольклоре в XIV веке. Согласно легендам, Тиль родился около 1300 года в Брауншвейге, много путешествовал по Германии, Бельгии и Нидерландам. Умер герой в Мёльне в 1350 году. С XIX века народные легенды об Уленшпигеле стали основой для многочисленных авторских литературных, музыкальных, кинематографических и прочих произведений. Самым известным из них стал роман Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (1867).
Возможно, имелось в виду попадание Тиля Уленшпигеля в царство духов. По совету Катлины Тиль выпил чудодейственной жидкости и попал на весеннее празднество духов. Там он встретил Владык Земли, которые рассказали ему, что следует «искать Семерых» и уничтожить их, после чего на Земле наступит всеобщий мир и процветание. Уленшпигель и Неле не смогли понять смысл песни духов, и один из них сбросил их в пропасть. Однако, возвращаясь из царства духов, Тиль преображается: он уже не прежний разгульный парень, а борец за свободу Фландрии.

(2) Рацея — устаревшее длинное назидательное рассуждение, наставление.

(3) Смерть чиновника! - Культурная отсылка к рассказу Антона Павловича Чехова «Смерть чиновника». Сюжет: мелкий чиновник Иван Дмитриевич Червяков неосторожно чихает и обрызгивает сидящего в первом ряду зрителя — статского генерала Бризжалова. Червяков чувствует себя неловко и решает извиниться. Генерал заверяет его, что всё в порядке, но подобный ответ не удовлетворяет Червякова. Он решает вновь лично навестить генерала и извиниться перед ним. При виде Червякова «посиневший и затрясшийся генерал» не может более сдерживаться и начинает на него кричать. Ошарашенный Иван Дмитрич, не помня себя, добирается домой, где «лёг на диван и… помер».

(4) В ИФЛИ курсы были небольшие - Московский институт философии, литературы и истории.

(5) студента Николая Тузеева, павшего в бою под Суоярви - Суоярви — город в России в составе Республики Карелия. Расположен в Северном Приладожье.

(6) юноша серьёзный и действительно круглощёкий, похожий на Дельвига - Антон Антонович Дельвиг — русский поэт, литературный критик и издатель, первостепенный представитель романтической поэзии первой трети XIX века. Один из первых выпускников Царскосельского лицея (в 1817), друг А. С. Пушкина.

(7) Он читал Джойса. Миша почитал однажды Джойса в одном номере «Интернациональной литературы» и понял, что это искусство верхних десяти тысяч, по большому счёту – не нужное никому - Джеймс Огастин Алоишес Джойс (2 февраля 1882 года — 13 января 1941 года) — ирландский писатель, журналист и учитель, поэт, представитель модернизма. После учёбы в иезуитских колледжах (Клонгоус - Вуд, 1888 – 1892; Белведер, 1893 – 1897) окончил Дублинский университетский колледж (1902), где изучал английскую, французскую и итальянскую литературы. В 1900 году в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса — эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». Наиболее известное произведение Джойса — роман «Улисс» (1922). Это роман в 600 страниц, где автор повествует об одном дне (16 июня 1904 года) дублинского еврея Леопольда Блума.
Видимо имеется ввиду, что лишь десять тысяч интеллектуалов из всего населения СССР готово читать и воспринимать литературные тексты данного писателя.

Люди, такие люди

0

3

Они собирались вместе ...

Проснувшись утром,
она мужу сказала:
Ты знаешь...
мне снилось...
будто я...
... Наяда из Нила ...!
Подумаешь! ..
тоже ...
Наяда из Нила! ...
Вечером ...  -
она ему изменила ...

 
                                    Музыкальная композиция  - Наяда из Нила
                Автор слов: Лидия Лесная. Автор музыки: Александр Вертинский

Она проснулась, но лежала, не открывая глаза, прислушиваясь к мирному посапыванию рядом и к звукам пробуждающегося города где - то далеко.

Она наслаждалась этим воскресным утром – никуда не надо спешить, ничего не надо делать. Выходные – как это классно.

Она открыла глаза, подтянулась, сбросила одеяло и лениво вылезла из кровати. Тихо, на цыпочках прокралась по комнате, включила музыку, поставила варить кофе.

Она подбежала к кровати:

- Подъём!! – она стала трясти его за плечи, целовать и лохматить непослушные волосы, - хватит спать!
- Неееет, - он начал вяло сопротивляться, но противостоять её напору было трудно.
- Вставай!
- Ну, ладно, - он перевернул её на спину, поцеловал и поднялся с кровати. Лениво, шаркая ногами, пошёл в ванную. Раздался шум воды.
- Ты когда уходишь?
- После того, как ты сделаешь завтрак.
- А твой Аттила волноваться не будет? – он назвал её нынешнего парня Аттила, она – Отелло. Она знала о его девушках, он об её бесконечных парнях. Они часто издевались над своими «вторыми половинками», смеялись и давно привыкли к этому.
- Неа! Я у подруги, у неё депрессия, - бедная «подруга» находилась в состоянии жизненного кризиса уже вторую неделю.
- Ну, ладно, - он подошёл к ней, чмокнул в щёку.

От него приятно пахло пеной для бритья и зубной пастой. Запах утра, нового дня.

Он сварил кофе, сделал бутерброды. Они ели, болтая о предстоящей поездке. Она с Аттилой, он с Женой (она окрестила бедную девушку Женой за постоянные пельмешки в баночке, которые та усердно таскала ему), парочка общих друзей собирались вместе на море.

Потом она оделась, накрасилась и, поцеловав его, выскользнула из дома.

Решив немного погулять, она медленно пошла по залитым летним солнцем улицам.

Ей было легко и хорошо, прохожие улыбались, ветер трепал волосы, приятно остужая лицо.

Она долго думала, чем бы заняться, и, немного постояв на перекрёстке, решительно свернула в сторону дома Аттилы.

Раз - два - три. Знакомая дверь. Она не стала звонить, а открыла дверь своим ключом. Все ещё находясь под впечатлением летнего солнца, она влетела в квартиру, скинула сумку и шлепки, побежала в комнату и...

Аттила был не один... рядом лежала... Жена!!! ещё два часа назад она смеялась над тем, что Отелло и Жёнушка, наверное, должны тоже быть вместе... Но это не могло быть правдой.

Слёзы навернулись на глазах. Удар... неожиданно... резко... в спину. Аттила поднял глаза, увидел её, попытался что - то сказать, но она уже выбежала на улицу.

- Алло, солнце?
- Да?! Ты чего?
- Аттила вместе с Женой, - она почти рыдала. Было не больно, а непонятно, как в детстве, когда узнала, что мама говорит неправду. Это не могло быть правдой, это сон. Она же была уверена в Аттиле на все 220 %
- Я знал.
- И ты молчал?!!
- Я не думал, что ты так расстроишься.
- Дурак. Ненавижу тебя!!
- Успокойся!
- Пошёл вон из моей жизни!
- Ладно. Не пожалеешь?
- Нет!! Ненавижу.

Она постояла, слёзы прошли. Глубокий вздох. Успокоить мысли.

- Привет, Женя? Ты всё ещё хочешь быть моим мужем? Да? Я согласна, - она улыбнулась...

                                                                                                                                                                                      Утро, измена, третий
                                                                                                                                                                                            Автор: Даника

Люди, такие люди

0

4

Машутки - Маршрутки

2 МАШИ - Красное Белое (ОФИЦИАЛЬНЫЙ КЛИП)

Твоя душа чернее ночи,
Пламя сладких дум,
Тает время, сны короче,
Спасают явь и ум.
Надета призма счастья,
А в глазах печаль,
Душа - старенькое платье:
Клоун, шут и враль.

Ночь нанесла эскизы
На сонном лице,
Ломка чувств, капризы
В замкнутом кольце.
Чёткость очертаний,
Штрих, белая вуаль,
Нет переживаний,
Свет и магистраль.

Круг, серые оттенки,
Кошмар, тревожный сон,
Тупик, зажат у стенки,
На бис один поклон.
Улыбка, словно латка
Для горечи внутри:
Стыдно, мерзко, гадко,
Сам посмотри.

                                            Не переплачивай!
                                     Автор: Игнатьева Натали

Люди, такие люди

0