Победители небольшого калибра
Кто вы?
Мы
разносчики новой веры,
красоте задающей железный тон.
Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,
в небеса шарахаем железобетон.
Победители,
шествуем по свету
сквозь рёв стариков злючий.
И всем,
кто против,
советуем
следующий вспомнить случай.
Мы идём (Отрывок)
Поэт: Владимир Маяковский
Иллюстрации к рецензии подобраны Виталиком
«Люси» (англ. Lucy) — научно-фантастический фильм 2014 года со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Люк Бессон выступил сценаристом, режиссёром и сопродюсером фильма. Премьера в США состоялась 25 июля 2014 года, во Франции прошла 6 августа 2014, в России — 11 сентября 2014 г. Основная идея фильма основана на мифе о 10 % используемой части мозга.
Наркотики сводят в могилу 200 тысяч человек в год по всему миру. Большинство из них умирает от передозировки. Но, если посмотреть фильм Люка Бессона «Люси», который недавно стартовал в российском прокате, складывается впечатление, что передозировка наркотиков не только смертельно опасна, но и полезна. Можно умереть, а можно и сверхчеловеком стать.
Хорошие режиссёры знают, как угодить зрителю, а гениальные — создают своего зрителя сами.
Французский режиссёр Люк Бессон как никогда близок к гениальности. Далеко не самый лучший его фильм лидирует в мировом прокате, собрав своим создателям несколько сот миллионов долларов. Как это может быть? Может всё дело в новом зрителе, который рождается при просмотре фильмов, подобных «Люси». Ему не нужно думать. Вообще.
Симпатичную блондинку пытается обмануть аферист, и через секунду показывают мышку, которая принюхивается к сыру в мышеловке. Девушка попала в логово наркомафии — вот вам документальные кадры охоты львов на беззащитную лань. Сюжет фильма, его идея, мотивации героев, их поступки почти не поддаются логическому объяснению. Так почему же его смотрят?
Новорождённый зритель вам ответит просто: «wow!». Не важно, что «Люси», как конструктор «Лего», собрана из хорошо известных кино цитат, важно, что все это склеено головокружительной фантазией режиссёра и стремительным действием.
Пришёл посмотреть кино, а попал на американские горки.
А вот теперь самое интересное. Когда летишь с криком «wow!» уже неважна ни идея фильма, ни то, что заботливые его творцы хотят вложить в твою бедную голову. Вы думали, что первый человек на Земле — Адам? Забудьте! Это был даже не мужчина, а умная обезьянка … Люси. Какой смысл жизни человека? Счастье? Творчество? Любовь? Нет, не угадали! Наша цель — передать информацию.
Ну и главная фишка фильма: обычный человек использует лишь 10% своего мозга. Ничего что это давно развенчанный миф (это признает даже сам Люк Бессон), маститый учёный профессор Норманн (Морган Фримен) вам расскажет, а всемогущая красотка Люси (Скарлетт Йохансон) покажет, что это истинная правда.
Под действием огромной дозы новейшего наркотика Люси задействует 30, 60, а потом и все 100% своего мозга. И что же в результате? Она превращается во всеведущее, всемогущее, а потом и в вездесущее существо. Совершенно верно, она практически становится богом.
Она неуязвима для пуль, стирает в порошок своих врагов, жалость и сострадание — это не про неё. В одном из эпизодов Люси врывается в операционную и, видя, что у больного нет шансов выжить запросто швыряет его на пол. Ну конечно, ей же медицинская помощь нужнее!
Ещё вчера Люси была хорошенькой студенткой, а теперь превратилась в безжалостного монстра. Это и неудивительно, ведь «знание надмевает (*), а любовь назидает» (1 Кор. 8, 1). Но любовью в фильме и не пахнет. Даже в телефонном разговоре с мамой Люси демонстрирует своё превосходство: она не собирается просить совета или помощи, просто делится своими супер ощущениями, хотя и говорит добрые слова.
Несущемуся стремглав на американских горках зрителю некогда задуматься как это Люси, используя якобы на 100% свой человеческий потенциал, превратилась в чудовище. Чем ближе к финалу, тем меньше она похожа на человека. Ей всё позволено…
Через полтора часа карусель останавливается, и зрители с легким головокружением покидают зал. Быстрее всех уходят те, кто пришёл смотреть научную фантастику. Они и так еле досидели до титров. Ну а кому американские горки в кино понравились, пойдут на Люка Бессона ещё. Полку всеядных зрителей прибавилось.
К счастью, Люси — не тот сверхчеловек, о котором писали Достоевский и Ницше. Здесь виноват не гордый ум, а дорогая химия. То есть, рецепт явно не настоящий.
Ближе к истине подошли создатели недавнего фильма «Превосходство» режиссёра Уолли Пфистера с Джонни Деппом в главной роли. Там человеческое сознание становится суперкомпьютером, эволюционирует, и тоже превращается во всемогущее божество. Но фильм получился откровенно скучным и невнятным.
Интересно, что «Люси» и «Превосходство» связывает не только рецепт получения сверхчеловека, но и актёр Морган Фримен, который в обоих фильмах играет крупного учёного. Почему именно он? Потому что ведущему телепрограмм канала Дискавери «Вопросы мироздания» и «Сквозь пространство и время» поверят быстрее.
Но, не смотря ни на что, фильм «Люси» делает своё благое дело — неплохо развлекает, не оставляя в душе зрителя после просмотра и следа от своих сумбурных философских посылов. Это всего лишь кино - аттракцион с примесью псевдонаучной фантастики. Не тот калибр у этого оружия, чтобы влиять на умы. Ну, и на том, спасибо.
Превосходство Люси
Автор: КАРПЕНКО Олег для журнала «Фома»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(*) ведь «знание надмевает - Надмевать. Напыщать, наполнять гордостью, спесью; делать кого кичливым, высокомерным, надменным.